Эффективность функционирования сферы обслуживания существенно зависит от уровня ее организации. Организационные структуры с характерным для обслуживающих отраслей соотношением мелких, средних и крупных предприятий складываются по мере развития конкуренции и научно-технического прогресса. При этом если на ранних стадиях развития обслуживающей деятельности основные тенденции развития организационных структур связаны со специализацией и обособлением отдельных видов деятельности (например, отделением оптовой торговли от розничной, специализацией торговых предприятий на отдельных группах товаров и т. п.), то на более зрелых стадиях ее развития преобладающими становятся тенденции, связанные с концентрацией процессов оказания услуг, капитала и организационных структур сферы обслуживания.
Под концентрацией сферы обслуживания понимается сосредоточение все большей массы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объемов оказания услуг и массы прибыли на крупных предприятиях и объединениях. Крупный капитал экономическими и неэкономическими методами оказывает давление на производителей услуг, мелких и средних предприятий, спрос потребителей, уровень цен на товары и в конечном счете подрывает свободную конкуренцию на рынке.
|
|
Существенная особенность процессов концентрации в системе услуг заключается в том, что они начались позже, чем в промышленности. Это обусловлено спецификой обслуживающей деятельности — необходимостью максимального приближения мест оказания услуг к конечным потребителям и, следовательно, наличием большого числа предприятий малой мощности.
Основными показателями концентрации капитала и организационных структур в сфере обслуживания принято считать:
- распространение новых типов предприятий (в торговле, например, супермаркетов, торговых центров, оптовых продовольственных рынков, современных центров мелкооптовой торговли и т. п.);
- увеличение размеров традиционных типов предприятий обслуживающей деятельности (в торговле, например, предприятий оптовой и розничной торговли и общественного питания;
- средний годовой оборот одного предприятия;
- среднегодовую стоимость собственного капитала предприятия;
- среднегодовую численность работников предприятия.
Развитие процессов концентрации в отраслях сферы обслуживания стало причиной возникновения монополий, контроля крупнейшими сервисными корпорациями деятельности мелких и средних предприятий сферы сервиса и других отраслей, возможностей получения монополистической прибыли. Анализ развития процессов концентрации и конкретных форм монополизации в сфере обслуживания развитых стран имеет важное значение для оценки перспектив развития и организации государственного регулирования сферы обслуживания в нашей стране.
|
|
Можно выделить следующие основные формы концентрации в сфере обслуживания: горизонтальную интеграцию, вертикальную интеграцию и диверсификацию.
Исторически исходным направлением концентрации явилась горизонтальная интеграция, в результате которой образовались так называемые цепные фирмы, владеющие некоторым числом однотипных предприятий в одном городе или в разных частях страны. Их образование явилось следствием обострения конкурентной борьбы, средством противодействия крупным обслуживающим фирмам. В результате такие предприятия добивались выгодных условий закупки комплектующих и возможности проведения единой политики. Дальнейшее развитие концентрации происходило в направлении формирования в составе цепных фирм закупочных обслуживающих центров, что свидетельствовало о зарождении принципов вертикальной интеграции. Другими вариантами развития вертикальной интеграции стало проникновение промышленного капитала в сферу обслуживания, а затем и сервисного капитала в промышленные компании.
Более поздней формой концентрации капитала и организационных структур сферы обслуживания стала диверсификация, в результате которой сформировались крупные межотраслевые комплексы и конгломераты национального и транснационального масштабов.