Порядок подготовки и проведения подрядных торгов

Подрядные торги являются весьма распространенной в рыночных условиях формой размещения заказов на строительство. Система торгов позволяет заказчику создать конкурсные условия для претендентов на строительство, выбрать наилучшего подрядчика и заключить с ним договор подряда. Важнейшими критериями при выборе подрядчика является обычно минимальная договорная цена и минимальный срок строительства. В РФ торги проводятся в соответствии с документом «Положение о подрядных торгах в РФ» и статьями 448 – 449 ГК РФ. Предметом торгов кроме строительства могут быть специальные работы для субподрядчика, инженерно – изыскательные, геологические и проектные работы, поставка технологического оборудования, управление инвестиционно–строительным проектом, диагностика объекта, оценка состояния объектов и другое. Участниками торгов являются заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты и оференты.

Заказчиком является юридическое лицо, для которого выполняется выставленный на торги предмет торгов. Заказчик изыскивает необходимые инвестиционные ресурсы, принимает решение о проведении торгов, назначает организатора торгов, утверждает и контролирует состав тендерного комитета, утверждает результаты торгов и заключает договор подряда с их победителем.

Организатор торгов – это специализированная посредническая организация со статусом юридического лица и лицензией на право проведения торгов. Эта сторона готовит все документы для объявления торгов, публикует объявления или рассылает приглашения, организует подготовку и распространение конкурсной документации, формирует тендерный комитет, собирает оферты, организует саму процедуру торгов и объявляет их результаты. Все расходы организатора торгов оплачивает заказчик. Заказчик может обойтись без посредника и сам стать организатором торгов, но для этого он должен получить лицензию на право проведения торгов.

Тендерный комитет – это постоянный или временный коллегиальный рабочий орган, состоящий из представителя заказчика, организатора торга, технических экспертов и консультантов. Главная задача этого органа – это сбор заявок претендентов, разработка тендерной документации, оценка предложений и выявление победителя торгов.

Претенденты – это любые организации со статусом юридического лица, как отечественные, так и зарубежные, подавшие заявку в письменном виде на участие в торгах.

Оференты – это претенденты, представившие оферту (конкурсное предложение) в качестве согласия участвовать в торгах на условиях, изложенных конкурсной документацией.

Тендерная документация – это одинаковый для всех претендентов информационный и инструктивный комплект документов, по которым они должны представить свою оферту. В состав конкурсной документации входят:

· приглашение на участие в торгах, содержащие общие сведения о предмете торга

· форма заявки на участие в торгах

· проектная документация (не весь проект, а основное: генеральный план, чертежи и схемы)

· инструкция для оферентов

· форма банковской гарантии или документа о внесении залога (3-5% от цены предложения)

· сама оферта по форме инструкции для оферентов, содержащая сведения о претенденте и его предложении по цене, срокам и качеству.

· условия и порядок проведения торгов (процедура торгов, критерий оценки, предложений и методика выбора победителя)

· проект договора подряда, в котором заказчик указывает стартовую цену и стартовые сроки

По форме этого проекта договора каждый претендент представляет свои встречные предложения.

По своей процедуре на выбор заказчика торги могут быть открытыми, закрытыми или открытыми с предварительной квалификацией.

О проведении открытых торгов заказчик дает официальное объявление в периодические издания, а также в интернет. Там указывается предмет торга, характеристика объекта, объемы и сроки выполнения работ, сроки и условия получения конкурсной документации и сроки предоставления оферт. В открытых торгах могут принимать участие любые претенденты без каких-либо ограничений и предварительных условий. О закрытых торгах, заказчик объявления в печати и в интернете не дает, а рассылает приглашение на участие в торгах заранее известному ему кругу претендентов, зарекомендовавших себя своей состоятельностью и исполнительностью.

Претендентом на участие в открытых торгах с предварительной квалификацией организатор торга высылает анкету - опросник с целью заочной оценки их деловой и финансовой состоятельности, где просит указать следующие сведения:

· юридическое наименование, адрес и контактный телефон

· дата и место регистрации

· организационно-правовая форма

· величина уставного капитала

· квалификация руководящего персонала

· банковские реквизиты

· сведения о платежеспособности

· заверенные нотариально копии учредительных документов

· копии лицензий на выполнение работ

· копия последнего бухгалтерского баланса

· справка об обязательном государственном страховании

· прочие необходимые сведения по усмотрению организатора торга (например, динамику прибыли организации за последние годы).

Смысл торгов с предварительной квалификацией состоит в том, чтобы на предварительной стадии отбора отсеять слабых претендентов и уже только оставшейся части наиболее вероятных претендентов присылаются приглашения в торгах. Это позволяет сократить объем работ организатору торга и тендерному комитету.

Метод размещения заказов и поиска подрядчиков на основе торгов имеет также ряд недостатков: нередки случаи, когда торги состоялись, но победитель так и не выбран, т.к. ни одно из предложений не удовлетворило заказчика. В этом случае заказчик вынужден организовывать новые торги на новых условиях. Это означает, что затраты средств и времени оказались безрезультатными. При этом потеря времени заказчика может составлять от 1-2 до 4-6 месяцев, в зависимости от вида торгов, сложности объекта, длительности сбора. В этом случае торги становятся лишней фазой инвестиционного цикла отдаляющей ввод объекта.

Кроме этого, в течение от 1-2 до 4-6 месяцев заказчик несет дополнительные затраты по оплате услуг организатора торга и специалистов тендерного комитета. Поэтому, во избежание этих возможных потерь, заказчик по своему усмотрению имеет право избрать альтернативный способ заключения договоров подряда. На основе прямых переговоров с заранее выбранным подрядчиком безо всяких посредников и торгов (до 100 тыс.).

Такой метод предполагает высокую деловую репутацию обеих сторон, хорошо знающих друг друга по предшествующему опыту сотрудничества и уверенных в том, что любой ситуации они смогут договориться и достигнуть оптимальных для обеих сторон условий договора и разрешение конфликтных ситуаций во процессе его выполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: