Виды проповеди по содержанию

В предыдущем разделе мы рассматриваливопросы общей методологии пастырской проповеди, т.е. те гомилетические правила, которые могут применяться при построении каждой отдельной проповеди. Кроме этих общих для каждой проповеди правил, гомилетическая наука содержит учение о видах церковной проповеди, в котором отражены особенности построения проповедей, определяемые их содержанием, пастырскими задачами, а также различными обстоятельствами церковной жизни, т.е. решаются вопросы

* Ветелев А., прот.Гомилетика,с.256.

частной методологии пастырской проповеди. Данное учение, кроме научного, имеет и практическое значение, так как четко определяет границы истинно церковного содержания пастырской проповеди и тем предупреждает от различных уклонений. Учение о видах церковной проповеди вытекает из понятий о существе проповеди и утверждается историческим опытом Церкви. На основании древних источников можно заключить, что уже во II—III вв. содержание пастырской проповеди более или менее обнимало весь круг вопросов, входивших в сферу мировоззрения и деятельности христианина: изъяснение Священного Писания, учение догматическое и нравственное, область практических вопросов церковной жизни.Стечением времени круг частных предметов, освещаемых в проповедях стал все более расширяться. Так, в III веке появляются речи похвальные, на освящение храмов, а также речи по случаю архиерейской хиротонии, в IV веке — апологетические проповеди и речи публицистического характера. На основании этих данных можно заключить о существовании исторически сложившихся видов церковной проповеди.

В появлении вышеуказанных видов проповеди надо видеть закономерный процесс. Для большинства христианских общин в определенный исторический момент существовала вполне реальная общность религиозных запросов, которая имела решающее значение в появлении и развитии того или иного вида церковной проповеди. Так, например, в начальный период истории Церкви все христиане были проникнуты идеей нравственного совершенства— это обусловило появление нравоучительной гомилии. В конце II — начале III веков нравственные стремления христиан стали ослабляться интересами интеллектуальными — это способствовало появлению изъяснительной гомилии, в которой толковались тексты Священного Писания. Из этого опыта церковного учительства можно заключить, что вечное и неизменное слово Божие в различные исторические периоды существования Церкви проповедовалось в живом отношении к пастве и ее духовным запросам, что и обусловило появление и развитие видов проповеди. Данный раздел пособия содержит описание особенностей и рекомендации по составлению каждого вида церковной проповеди. Общим для всех видов является понятие об идеальном и реальном элементе пастырской проповеди. Под идеальным элементом понимается слово Божие и основанное на нем учение Церкви о каком-либо предмете или явлении, изъясняемом в проповеди. Реальный элемент в проповеди — это современная действительность, жизнь паствы со всем многообразием ее религиозно-нравственных запросов. «Мы проповедуем, — говорит Апостол, — вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1,28). Из этих слов Апостола видно, что истина Божия (идеальный элемент) должна быть основой для решения жизненных вопросов (реальный элемент) членов Церкви. Этот гомилетический принцип как нельзя лучше способствует решению важнейшей пастырской задачи — воплощению христианских идеалов в личной и общественной жизни пасомых. Согласно этому принципу, должны предъявляться соответствующие требования и к пастырю-проповеднику: он должен знать свою паству, ее нравственное состояние и духовные запросы.

Идеальный и реальный элемент в обязательном порядке должны присутствовать в любом виде проповеди. Само по себе изложение догматических и нравоучительных истин, исторического или литургического учения безотносительно к реальной жизни паствы являетсянепроповедью, а богословским трактатом. С другой стороны, раскрытие проблем современности в проповеди без должного обоснования словом Божиим и Священным Преданием является нецерковным. Поэтому каждый вид церковной проповеди должен содержать в себе вышеуказанные элементы. Такие проповеди преп. Исидор Пелусиот называет «практической философией», которая, по его словам, является «основанием здания и самим зданием» церковного учительства*.

По содержанию проповеди делятся на следующие виды: экзегетические, катехизические, догматические, нравоучительные, апологетические и миссионерские.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: