Е.Л. Ляпичева
Учебное пособие
По основам теории речевой деятельности
для студентов
специальности
«русский язык и литература»
УДК 81 (076)
ББК 81.0 – 923
рекомендовано к печати методическим советом факультета украинской и зарубежной филологии и искусствоведения (протокол № от 2012 г.)
Ляпичева Е.Л. Учебное пособие по основам теории речевой деятельности. – Дніпропетровськ: Нова ідеологія, 2012. – с.
Учебное пособие включает в себя лекционный курс, содержание модулей, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов.
Для студентов филологических факультетов специальности «Р усский язык и литература».
Издано за собственные средства
© Ляпичева Е.Л., 2012
ПРЕДИСЛОВИЕ
В данном научном пособии автор попытался собрать стержневые сведения в области психолингвистики. Оригинальность данного пособия заключается во включении в него самостоятельно разработанных нами вопросов к практическим занятиям, а также широкого ряда интересных заданий для самостоятельного наблюдения и списка источников для них. Практика в области такой новой науки, как основы теории речевой деятельности, на наш взгляд, чрезвычайно полезна для студентов, но почти не разработана. Это прежде всего связано с её междисциплинарным характером и новизной. Для ведения курса «Основы теории речевой деятельности» преподаватель нуждается в готовом списке заданий и дополнительной литературы к курсу, в которую должны входить не всегда самые важные из появившихся в последнее время исследований, а прежде всего понятные и интересные для студентов, а главное, – содержащие материалы для самостоятельных практических наблюдений: хрестоматии по истории языкознания, новые и старые зарубежные и отечественные научные монографии, психологические работы; работы в области изучения русского языка как иностранного, работы по теории коммуникации, лингвокультурологии, риторике.
|
|
Основой для создания лекционного курса в данном научном пособии послужили следующие источники:
1. Горелов И.П., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 2001.
2. Психолингвистика: Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: ППЕР СЭ, 2006. – 416 с.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1999. – 287 с.
4. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
5. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. – М.: Новое литературное обозрение, 1996.
6. Методині вказівки до вивчення курсу «Основи мовленневої діяльності». -
Дніпропетровськ, 2001.
7. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: АСТ:Астрель, 2008. – 351 с.
8. Баскакова И.Л. Практикум по психолингвистике / Учеб. Пособие для студентов педагогических вузов. – М.: АСТ:Астрель, 2009. – 187 с.