Мышление и речь. Речевая структура мозга (2 часа)

План

1. Опрос по лекции:

1. Какую проблему решал Л.С. Выготский в своём труде «Мышление и речь»? Какие два понятия он при этом различал?

2. Что такое значение и смысл? Что возникает раньше в процессе создания высказывания?

3. Что такое внутренняя речь? Чем она отличается от внешней? Какова её эволюция в онтогенезе?

4. Почему происходит борьба между мыслью и словом в процессе создания высказывания? Как о ней говорили Л.С. Выготский, Ф. Тютчев?

5. Что нового внёс Н.И. Жинкин в теорию речевой деятельности?

6. Из каких этапов складывается формирование речевого высказывания?

7. Что предшествует формированию речи?

8. Что порождает мотив речевой деятельности?

9. Что такое коммуникативное намерение? Из каких составляющих оно складывается?

10. Что свидетельствует об этапе формирования коммуникативного намерения?

11. Каковы составляющие этапов вызревания общего замысла высказывания и перевода смысла с языка образов и схем на национальный язык?

12. Что такое хезитации? О чём они свидетельствуют?

13. С чего начинается понимание речи? Что в этом процессе играет главную роль?

14. Какие факторы влияют на процесс понимания речи?

15. Охарактеризуйте выделение слов с помощью фонематического слуха.

16. Расскажите об учёте ситуации общения.

17. Что такое расхождение поверхностной и глубинной структур фразы. Приведите примеры.

18. Что такое учёт семантической инверсии?

19. Что такое понимание текстовой структуры? Зачем нужно это умение?

20. Где они находятся и за что отвечают?

21. Каковы источники учения о речевой структуре мозга?

22. Какие речевые зоны мозга открыли П. Брока и К. Вернике? Где они находятся и за что отвечают?

23. Где и почему А.Р. Лурия предложил искать новые речевые зоны мозга?

24. За что отвечают эти зоны?

25. Какую роль играет правое полушарие в речевом механизме человека?

26. Как взаимодействуют два полушария мозга в речевом механизме человека?

2. По книге Р.М. Грановской «Элементы практической психологии» (Л., 1988), В.А.Куринского “Автодидатика” и опираясь на собственный опыт, рассказать о приёмах настройки правого и левого полушарий мозга, мышления, восприятия, внимания, памяти, эмоций, речи.

3. Что такое талант с точки зрения деятельности полушарий мозга?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: