Современное состояние предприятий отрасли

В отраслях легкой промышленности России функционирует около 14 тысяч предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности; все предприятия приватизированы. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала составляет около 487 тыс. человек, 75 % занятых – женщины [ ].

Предприятия отрасли расположены в 72 регионах страны, но основным ареалом их концентрации являются центральные районы Европейской России и, прежде всего, Центральный экономический район. Давнее формирование отрасли здесь обусловливалось наличием большого количества дешевой рабочей силы, исторически сложившимися производственными навыками населения, значительными объемами потребления продукции, выгодным экономико-географическим положением района с хорошими внутренними и внешними транспортными коммуникациями. В ходе исторического развития отрасли сформировался феномен размещения предприятий текстильной и легкой промышленности в Ивановской, Московской, Тверской, Костромской, Новгородской областях, Москве и Санкт-Петербурге [219, с. 86].

Наибольший удельный вес отрасль занимает в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах (3,9; 1,8 и 1,5 % соответственно), а всего в этих регионах сконцентрировано более 85 % предприятий легкой промышленности. При этом около 70 % предприятий являются градообразующими для малых городов.

Таким образом, легкая промышленность является приоритетной для многих регионов и областей России, поскольку отвечает их жизненно важным интересам, обеспечивает экономическое развитие, занятость населения, снижение социальной напряженности.

Трансформационные изменения, произошедшие в ходе радикальной экономической реформы России, отразились на структуре экономики регионов, архитектонике промышленности и ее отраслей [229, с. 3], в том числе легкой промышленности, состояние которой оценивается как состояние неустойчивого балансирования. Так уровень рентабельности продукции в среднем составляет 4,3 %, доля налоговых платежей отрасли составляет 1,4 % в сумме налоговых платежей промышленности и 0,7 % всех налоговых поступлений в бюджет, недостаточная деловая и инновационная активность.

За период 1991–1999 гг. удельный вес продукции легкой промышленности в суммарном объеме промышленной продукции снизился с 12 до 1,8 %. По отдельным товарным группам глубина спада составляла: ткани – 6 раз, трикотажные изделия и обувь более чем в 10 раз, мужские костюмы – до 100 раз.

В числе причин, которые привели к резкому отраслевому спаду производства, снижению качества продукции, ухудшению ассортимента и другим негативным последствиям, специалисты выделяют следующие факторы дестабилизации [ ]:

– сокращение платежеспособного спроса населения;

– разрыв хозяйственных связей с республиками бывшего СССР;

– политическая, экономическая и социальная нестабильность страны;

– рост цен на материалы, энергию, транспортные услуги;

– неконкурентоспособность отечественной продукции;

– недостаток инвестиций;

– несовершенство маркетинговых служб;

– неподготовленность кадров для работы в рыночных условиях;

– несовершенство системы законодательных актов, направленных на
поддержку и защиту отечественных производителей.

Это отразились на позициях не только смежных отраслей (швейная, обувная, кожгалантерейная, меховая и др.) но и поддерживающих отраслей (текстильное машиностроение, химическая промышленность и др.).

Падение объемов производства привело к тому, что в настоящее время отечественное производство способно удовлетворить потребность внутреннего рынка в изделиях отрасли лишь на 17–35 %. В среднесрочной перспективе сохраняется угроза дальнейшего спада производства из-за возможного банкротства и ликвидации значительного числа отраслевых предприятий, поскольку почти половина из них имеют просроченную задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Основополагающей причиной такого положения является состояние отдельных предприятий, формирующих отраслевой комплекс [238, с. 19]. При этом на многих предприятиях сохранен высокий совокупный потенциал, опыт хозяйствования и традиции, которые должны быть использованы для вывода предприятий из депрессивного состояния и формирования позитивной экономической динамики отрасли.

Ключевыми проблемами отрасли являются: состояние основных фондов, социальная и кадровая проблема, сырьевая база, маркетинг-менеджмент на предприятии, отраслевое планирование и координация – те проблемы, которые в той или иной мере присущи многим отраслям.

Состояние основных фондов. Сведения о состоянии основных фондов легкой промышленности представлены в табл. 1.1 [, с. ].

Т а б л и ц а 1.1 – Динамические характеристики основных фондов легкой промышленности Российской Федерации

                     
Степень износа 32,8 40,2 54,2 50,9 48,8 46,4 47,8 48,1 48,5 48,9
Коэффициент обновления 2,0 2,2 2,1 1,8 2,8 2,2 1,6 1,8 1,8 1,9
Коэффициент выбытия 7.4 8,4 0,5 0,6 0,6 0,4 0,5 0,5 0,6 0,6
Средний возраст оборудования, лет 9,5 10,8 18,7 19,4 20,1 20,7 21,2 21,4 21,5 21,4

Эксплуатация изношенной техники приводит к увеличению затрат на плановые и внеплановые ремонты, которые на некоторых текстильных фабриках выросли в 3–4 раза. Комплектование технологического оборудования запасными частями для эксплуатации и ремонта затруднено, что объясняется потерей ремонтно-инструментальной базы у большинства действующих текстильных предприятий и практическим отсутствием воспроизводства запасных частей на предприятиях текстильного машиностроения. Эти обстоятельства актуализируют проблему инновационного развития отрасли.

Однако, несмотря на возможности и экономические выгоды от внедрения инноваций, по сведениям официальной статистики только 10,9 % предприятий обрабатывающих производств могут быть отнесены к числу инновационно-активных, а в текстильном и швейном производстве их удельный вес составляет всего 4,3 %.

Социальная и кадровая проблема. Социальная обстановка в трудовых коллективах остается сложной. Среднемесячная заработная плата в отрасли почти в 2,5 раза ниже среднемесячной заработной платы в целом по промышленности.

Низкооплачиваемый труд не привлекает молодых специалистов и рабочих в отрасль, в результате - кадровый голод, который в настоящее время испытывают предприятия. В 90-е годы произошел разрыв нормального цикла воспроизводства трудовых ресурсов, что привело к резкому сокращению численности работающих в отрасли. Необходимо комплексное переосмысление роли и функций кадров предприятия и их аудит. Учитывая, что по демографическим прогнозам на долгосрочную перспективу 10–15 лет уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте составит 10–15 %, можно констатировать, что проблема привлечения трудовых ресурсов в отрасль останется одной из самых главных, а прирост производства должен будет обеспечиваться за счет роста производительности труда и использования современных технологий.

Сырьевая база. После распада Советского Союза Россия почти полностью лишилась собственной сырьевой базы натурального сырья. Это стало причиной одних из самых серьезных проблем текстильных предприятий.

Традиционно для текстильных предприятий стоимость сырья является доминирующей в структуре затрат и составляет 45 % и более. Это обостряет роль и значимость сырьевого компонента в себестоимости продукции.

Особенностью прядильных производств является то, что существует понятие минимально допустимого объема партии сырья, запускаемого в производство, при котором выпуск продукции экономически оправдан. Этот минимум измеряется тоннами волокна. Если учесть, что в производстве высококачественной пряжи должны быть соблюдены оптимальные составы смесей, обеспечивающие заданные стандартами физико-механические показатели и свойства пряжи, и это требует существенных складских запасов хлопка, то можно констатировать, что для нормального функционирования прядильных производств требуются значительные финансовые вложения в запасы сырья.

Единственным видом отечественного произрастающего натурального сырья является лен, но отечественная льняная промышленность переживает трудные времена. В отрасли существует много нерешенных проблем, важнейшие из которых – низкая урожайность посевов и низкое качество получаемого волокна (не выше № 14), существенное сокращение посевных площадей. В результате имеется острая нехватка льняного сырья для отечественных прядильных и ткацких фабрик, которая частично покрывается за счет импорта.

Динамично сокращается производство шерсти. За период 2002–2007 гг. физический вес немытой шерсти сокращен с 179 до 45 тыс. т, чистого волокна – с 93 до 23 тыс. т. В настоящее время по объему производства Россия находится за пределами второй десятки продуцентов шерсти.

За годы экономических реформ были ликвидированы заводы по производству химических волокон типа лавсан, капрон. В настоящее время эти и другие химические, а также синтетические волокна российские предприятия приобретают в странах ближнего и дальнего Зарубежья.

Россия не имеет хлопковых посевов и вынуждена ориентироваться на мировой рынок хлопка, который на сегодняшний день представлен следующими ведущими странами-производителями: Китай (КНР), США, Индия, Пакистан, Узбекистан, Турция, Бразилия. Эти страны производят около 80 % всего хлопкового волокна на мировом рынке и диктуют ценовую политику. Изменение позиций Китая как крупнейшего экспортера и импортера хлопка в результате введения США квот на ввоз продукции легкой промышленности (2005 г.), заставило китайских товаропроизводителей сменить ассортимент либо сократить выпуск продукции, что инициировало изменение динамики рынка хлопка и мировых текстильных товарных рынков и серьезно осложнило позиции отечественных текстильных предприятий.

Особенностью российского присутствия на рынке хлопка является то, что его поставки осуществляют не только страны происхождения хлопка. Так значительная часть узбекского хлопка в Россию поступает через Латвию.

Отсутствие отечественного сырья привело к тому, что хлопковое волокно стало предметом экономических и политических манипуляций, разрушающих текстильную и другие отрасли промышленности России и ввергающих в тяжелый кризис целые регионы [, с. 24].

В зону ценового риска, помимо непосредственных производителей сельскохо­зяйственного сырья, международных и региональных трейдеров, попадают и текстильные предприятия. Несмотря на достаточно длинную технологическую цепочку от сырья до готового изделия, колебания сырьевых цен существенно влияют на конечную оптовую и розничную цену продукции текстильной и легкой промышленности и определяют ее конкурентоспособность.

Основной источник рисков для хлопчатобумажной отрасли России — колебание мировых цен на хлопок-волокно. Внутренний фактор в виде сбытовой политики трейдеров играет свою роль, но его вес относительно невелик и по оценкам экспертов составляет 5–10 %.

Непредсказуемость ценовых колебаний не позволяет предприятиям выстраивать долгосрочную стратегию закупки сырья и прогнозировать динамику развития.

Для эффективного функционирования предприятий хлопчатобумажной промышленности и смежных с ней отраслей необходимо решить две основные проблемы, относящиеся к сырьевому рынку: во-первых, создать собственную сырьевую базу; во-вторых, пересмотреть систему классификации параметров хлоп­кового волокна.

Для формирования собственной сырьевой базы хлопка ведется отработка селекции и технологии выращивания скороспелых сортов хлопчатника для промышленного производства хлопковолокна в Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Калмыкия, Волгоградской и Астраханской областях. По данным ЦНИХБИ, выращиваемое здесь волокно по своим физико-ме­ханическим показателям относится к пятому типу первого и второго сортов, т. е. к наиболее распространенным сортам хлопка, используемым в прядении.

В настоящее время хлопковое волокно все чаще поступает с сопроводительными документами, в которых его параметры указаны по международной системе классификации и оценки качества хлопковых волокон HVJ, которой следуют все ведущие производители хлопка, и их невозможно сопоставить с российскими стандартами. Потребители вынуждены проводить свой анализ хлопкового волокна, что приводит к неопределенности последствий для покупателя и поставщика хлопка.

Учитывая, что Узбекистан, как основной российский поставщик, все шире использует международную систему классификации при оценке хлопкового волокна, а также с учетом предстоящего вступления России в ВТО, необходима гармонизация российских стандартов на хлопок и Программа перевода хлопчатобумажной промышленности на международную систему оценки качества хлопковых волокон HVJ.

Эти меры в сочетании с государственной поддержкой отрасли на основе координирования импорта хлопка будут способствовать формированию сырьевого отечественного потенциала, и инициировать позитивную экономическую динамику как отдельных товаропроизводителей, так и текстильной и легкой промышленности в целом.

Маркетинг-менеджмент на предприятии. Ситуация на предприятиях часто складывается таким образом, что группа маркетинга либо входит в структуру отдела сбыта, либо функции отдела маркетинга размыты и отождествляются с функциями отдела сбыта. Не налажен сбор и систематизация показателей рыночной статистики. Вклад маркетинга в разработку корпоративных стратегий невелик. При решении корпоративных проблем руководители смотрят на маркетинг как на узкую оперативную функцию. Такой подход в современных условиях ведения бизнеса неэффективен и не позволяет максимально использовать потенциал предприятия.

Для создания скорейших условий вывода текстильной промышленности из кризиса требуется координация положения дел, выработка практической концепции развития отрасли, дающей ориентиры развития ее хозяйствующим субъектам.

Отраслевое планирование и координация. Для большинства предприятий отрасли проблема выбора ассортимента и формирования перспективной ассортиментной политики остается одной из наиболее актуальных. Суть этой проблемы в определенной степени объясняется такими обстоятельствами, как общее отсутствие отраслевого планирования ассортимента, недостаточная информированность о положении в отрасли, разобщенность производителей, непредсказуемость поведения и предпочтений покупателя, слабый маркетинг-менеджмент на предприятии.

Координационная работа на уровне отрасли в настоящее время представлена организацией и проведением федеральных ярмарок товаров текстильной и легкой промышленности. Для товаропроизводителей именно участие в федеральных ярмарках позволяет получить оперативную и достоверную информацию об общей ситуации в отрасли и положении отдельных производителей, о перспективах ассортиментного развития, получить отзывы торгующих организаций и смежников на представляемую продукцию, заключить договоры на производство и поставку в ассортименте. По результатам работы на ярмарке расписываются производственные мощности предприятия и составляется производственная программа. Некоторые предприятия столь успешно работают на федеральных ярмарках, что практически полностью формируют свою производственную программу на полугодие-год, но это скорее исключение.

Свободные резервы производственных мощностей используются при размещении текущих заказов на производство в основном на давальческом сырье по толлинговым схемам. Однако работа на давальческом сырье предусматривает, что ассортимент определяет заказчик, и он действует, исходя из требований рынка. Производитель не участвует в выборе и формировании ассортимента, он лишь сдает в аренду свои производственные и трудовые ресурсы. Учитывая, что для большинства текстильных предприятий деятельность на 60 % и более представлена толлингом, можно констатировать, что ассортиментную политику текстильных предприятий в настоящее время формируют не специалисты этих предприятий, а деловой и потребительский рынок. Руководители предприятий, не рассчитывая на силы своих маркетологов, готовы заказывать внешним консультантам и аналитикам маркетинговые исследования и обоснования программ ассортиментного развития.

Работа по давальческим схемам приводит к спонтанности в формировании ассортиментной политики, и производитель буквально идет «на поводу» у заказчика обработки. Это приводит к тому, что недостаточно используется потенциал предприятия и его возможности в ассортиментной специализации, в определенной степени теряется управляемость развитием производства.

В то же время, неиспользуемые основные фонды, ранее обеспечивавшие ассортиментную специализацию, зачастую простаивают, но при этом их стоимость участвует в начислении амортизации и попадает под налогообложение имущества, создавая «нагрузку» на экономику предприятия.

Во времена плановой экономики существовала специализация, при которой каждое текстильное предприятие выпускало свой ассортимент продукции. Например, «Зиновьевская мануфактура» (фабрика им. Зиновьева, г. Иваново) специализировалась на выпуске сатина, «Красная Талка» (г. Иваново) - маркизета, кисеи и фланели, Родниковский меланжевый комбинат (г. Родники) - джинсовых тканей и т.д.

Ассортиментная специализация определялась производственным потенциалом предприятия, а это приводило к тому, что текстильные предприятия обладали своего рода монополией на производство определенного вида продукции, что исключало как ценовую, так и качественную конкуренцию.

За годы реформ производство продукции текстильной и легкой промышленности сократилось почти в 6 раз, однако покупатель не замечает того, насколько уменьшился выпуск отечественной продукции, поскольку рынок заполнен в достаточном количестве импортными швейными и текстильными изделиями.

Анализируя сложившуюся ситуацию можно отметить тот парадокс, что легкая промышленность, являясь отраслью с высокой оборачиваемостью и отдачей вложенных средств, по-прежнему не является привлекательной для инвесторов. В какой-то степени это объясняется «ведомостью» предприятий стихийным рынком, отсутствием планов стратегического, финансового, технологического, организационного и ассортиментного развития. Для инвесторов такая ситуация сопряжена с неопределенностью и оценивается как повышенный риск. В немалой степени причинами тому являются низкая заинтересованность руководителей предприятий в переменах, отсутствие определенной настойчивости, недостаточная личная ответственность за текущие результаты работы предприятия и его перспективы перед коллективом.

С одной стороны, возвращение к специализации текстильных предприятий, при которой существовала низкая товарная конкуренция, может привести к замедлению развития отрасли. С другой стороны, конкуренция на рынках текстильной продукции для многих групп продукции оказалась чрезвычайно высокой. Когда порог требований конкуренции достижим, когда для этого созданы все условия, то конкуренция приводит к совершенствованию производства и развитию.

Современное состояние отрасли и хозяйствующих субъектов, отсутствие действенных механизмов защиты национального рынка и товаропроизводителей превратили конкуренцию из стимула в разрушительную силу. Отечественные предприятия, «ведомые» стихийным рынком, стали вырабатывать дешевый и низкокачественный текстиль. Все это привело к тому, что российские текстильные фабрики фактически конкурируют не с производителями Китая и Турции, а друг с другом, так как работают на один и тот же сегмент низкоценового и низкокачественного продукта.

Вероятно, необходимо отраслевое планирование, координация планово-аналитической работы, возвращение ассортиментной специализации, которая выгодна в первую очередь производителям, поскольку исключает возможность демпинга цен и кризиса перепроизводства.

В отличие от специализации в плановой экономике, когда ассортимент предприятия мог состоять из 10 и более видов групп продукции, расширяясь до 3,5 тыс. наименований (Ситценабивная фабрика им. В. Слуцкой, г. Ленинград), в настоящее время специализация предприятий возможна на отдельных ассортиментных группах. При выборе ассортиментной специализации по-прежнему следует исходить из производственно-технологических возможностей предприятия, для чего необходимо оценить их по-новому. Последствия распродажи основных фондов в 90-е годы столь существенны, что для того, чтобы обеспечить ассортиментную специализацию, многим предприятиям потребуется доукомплектовать основные фонды или провести организационную работу по формированию ассортиментных технологических линий.

В рыночных условиях критерием ассортиментной специализации может стать «ассортиментный модуль рынка» как основа эффективного управления производственной мощностью предприятий, образующих новое кластерное межотраслевое взаимодействие.

На отраслевом уровне, где сосредотачиваются финансовые потоки на проведение государственных программ межотраслевого взаимодействия, поддержки отдельных отраслей и предприятий, должна разрабатываться практическая концепция развития отрасли, проводиться системная планово-аналитическая работа, координирующая положение дел в отрасли, дающая ориентиры развития ее хозяйствующим субъектам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: