на период до 2020 года

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3.07.2008 № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № ВП-П9-4244 Министерством промышленности и торговли РФ разработана стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года.

Под Стратегией в данном случае понимается «взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического и организационного характера в рамках инновационных, региональных и бюджетных целевых программ, отдельных проектах» [ ].

При разработке Стратегии были учтены национальные интересы России, особенности легкой промышленности как объекта предполагаемого воздействия, важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие политику государства в легкой промышленности, предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и бизнеса, а также отраслевых научно-исследовательских институтов, общественных организаций и объединений.

Учитывая общегосударственную значимость легкой промышленности, масштабы и глубину системных проблем в отрасли,

Цель Стратегии – «создание условий для интенсификации инновационного развития и технологического прорыва текстильной и легкой промышленности России, обеспечения эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции совокупному спросу российского и мирового рынков, повышения национальной значимости отрасли и ее имиджа в мировом сообществе» [ ].

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

· Повышение конкурентоспособности и увеличение объемов выпуска продукции для населения, силовых структур и ведомств, агропромышленного комплекса, медицины, строительной, мебельной и транспортной индустрии, образовательной сферы;

· Обеспечение экономической эффективности производства;

· Повышение конкурентного уровня материально-технической базы на основе технического перевооружения и модернизации производства, а также внедрения прогрессивных технологий;

· Ресурсосбережение и экологическая безопасность технологических процессов и продукции;

· Усиление борьбы с теневым производством и несанкционированным импортом;

· Обеспечение роста экспорта продукции и вовлечение организаций легкой промышленности в международное разделение труда;

· Разработка эффективных механизмов стимулирования инвестиционной и инновационной активности, развитие наукоемких производств на основе частно-государственного партнерства, привлечения инновационных фондов развития и т.д.;

· Создание основы для углубления процессов кооперации, интеграции и развития межтерриториальной и межотраслевой организации взаимодействия субъектов науки, промышленности и малого предпринимательства;

· Формирование цивилизованного потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитие межрегиональной и межотраслевой товаро-проводящей сети, коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

· Развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, специалистов и управленческих кадров, для успешного развития производства и бизнеса в условиях открытого рынка.

В Стратегии также определены задачи, требующие решения на федеральном уровне [ ]:

· Оказание на конкурсной основе государственной поддержки в реализации высокоэффективных инновационных мега-проектов по реорганизации производства и выпуску продукции нового поколения;

· Обеспечение бюджетного финансирования научных исследований и разработок в соответствии с принятыми государством приоритетами в области науки и техники;

· Законодательное обеспечение устойчивого положения отечественных производителей на внутреннем рынке, совершенствование таможенной и кредитной политики, стимулирование экспорта продукции;

· Создание межведомственной комиссии по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией и усилению таможенного контроля;

· Создание эффективных форм и методов управления реализацией Стратегии с учетом интересов исполнителей.

Достижение цели и решение поставленных задач предполагается осуществлять посредством реализации предусмотренных программных мероприятий.

С учетом перспектив развития российского рынка и повышения возможности отрасли, были рассмотрены сценарии выполнения Стратегии. Принципиальное значение имеют два альтернативных варианта реализации Стратегии: инерционный и инновационный.

Инерционный сценарий базируется на показателях первого варианта развития российской экономики до 2020 года, рассчитанного Министерством экономического развития и торговли РФ. В нем предусматривается инерционная динамика инвестиционного процесса и низкая инновационная активность. В соответствии с этим сценарием, государственная поддержка будет осуществляться через субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов, на техническое перевооружение и стимулирование экспорта. Дополнительных мер поддержки легкой промышленности со стороны государства и бизнеса не ожидается. Основное развитие в легкой промышленности будет осуществляться на базе модернизации действующих производств за счет собственных и привлеченных средств. Инерционный сценарий развития не предусматривает и существенного повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Такой путь развития, как видно из рис. 1.2 [ ], может привести к развитию негативных тенденций.

Рис. 1.2. Инерционный сценарий

При инерционном развитии существует риск, что уже к 2020 году легкая промышленность России может стать полностью неконкурентоспособным сектором экономики с катастрофическим технологическим отставанием от мирового уровня, с утратой научного потенциала, снижением объемов инноваций и с другими крайне негативными последствиями. Отрасль может потерять даже все существующие позиции на внутреннем и зарубежном рынках, в то время как экономика зарубежных стран будет успешно развиваться за счет вложения российских потребителей в развитие производства их товаров, покупая импортную продукцию, превосходящую российскую по цене, качеству и другим свойствам.

Отдельные предприятия в попытке выжить вынуждены будут переходить на мелкотоварное производство, перепрофилирование высвобождающихся активов и их продажу. Результатом станет значительное сокращение налоговой базы и, как следствие, существенные потери в бюджете страны. Кроме того, ликвидация предприятий, наиболее вероятно, приведет к полной деградации отечественной промышленности, к значительному сокращению числа занятого в отрасли производственного персонала, что является серьезной угрозой социальной напряженности в большинстве регионов страны.

Инновационный сценарий соответствует варианту развития российской экономики до 2020 года, основанному на инновационной динамике инвестиционного процесса и высокой инновационной активности. Он предусматривает более высокие темпы роста объемов выпуска продукции; целевые меры государственной поддержки отрасли (средства на финансирование науки, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам на закупку сырья и оборудования и запчастей к нему, стимулирование экспортеров продукции); стимулирование инвестиций на техническое перевооружение, радикальную модернизацию производства, развитие высоких технологий и реализацию мега-проектов государственного и стратегического значения на основе частно-государственного партнерства, закупки лицензий.

Увеличение финансовых средств из федерального бюджета и внебюджетных источников позволит увеличить масштабность внедрения прогрессивных наукоемких технологий в промышленности.

Инновационный сценарий, как видно из рис. 1.3 [ ], будет способствовать повышению роли и имиджа легкой промышленности в экономике страны и в мировом рынке разделения труда, повышению инвестиционной, бюджетной и экспортной привлекательности отрасли.

Рис. 1.3. Инновационный сценарий

Инновационный сценарий развития легкой промышленности базируется на следующих предпосылках, тенденциях и допущениях:

· на макроуровне: прогнозы инфляции, национальные проекты, программы социально-экономического развития России;

· на региональном уровне: программы социально-экономического развития регионов, региональные кластеры и особенности развития регионов;

· на микроуровне: стратегии и концепции развития сопряженных отраслей, конъюнктура рынка, маркетинговые исследования;

· на концентрации инновационной деятельности по приоритетным направлениям: ускорение инвестиционного процесса, масштабная технологическая модернизации действующих производств, увеличении темпов роста производительности труда; разработка и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, технологических процессов нового уровня, характеризующихся безотходностью производства и высоким качеством производимой продукции.

В соответствии с инновационным сценарием предусматриваются коренные изменения в структуре производства легкой промышленности за счет приоритетного развития эффективных предприятий, ориентированных на выпуск продукции высоких переделов, импортозамещающей и экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Из вышесказанного следует, что инновационный сценарий является единственно возможным для эффективного развития легкой промышленности, улучшения экономическихпоказателей деятельности и повышения ее конкурентного уровня, расширения области сотрудничества с зарубежными компаниями, научными и инжиниринговыми центрами. Именно поэтому он принят в качестве основного для реализации Стратегии и необходимых мероприятий. Основной риск реализации этого варианта связан с малой вероятностью привлечения необходимых объемов инвестиций и бюджетных средств.

Конкретные значения целевых индикаторов и технико-экономических показателей Стратегии развития легкой промышленности в долгосрочной перспективе определены с учетом стартовых условий деятельности отрасли в 2005 - 2008 годы, ее особенности и перспективных возможностей, которые в совокупности определяют условия выполнения Стратегии и представлены в табл. 1.2 [ ].

Сценарий развития легкой промышленности предполагают поэтапную реализацию мероприятий Стратегии и мер поддержки отрасли. Основные этапы реализации Стратегии [ ]:

Первый этап (2009-2012 гг.) – выполнение быстрореализуемых инновационных проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе, принятие нормативно-правовых актов и разработка защитной таможенно-тарифной политики. Создание институциональных условий, обеспечивающих на следующем этапе системный перевод экономики отрасли в режим инновационного развития.

Т а б л и ц а 1.2 – Целевые индикаторы и показатели Стратегии

Целевые индикаторы и показатели     Прогноз
         
1. Темпы роста товарной продукции в процентах к предыдущему периоду 111,2 112,1 114,4 112,2 112,6 111,7 109,6
в процентах к 2007 году   112,1 128,3 143,9 181,3 257,9 418,9
2. Количество вновь разработанных технологий, в т.ч. мирового уровня              
3. Количество патентов, удостоверяющих новизну технологических решений              
4. Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска, %              
5. Доля отечественной продукции в объеме продаж на внутреннем рынке, %              

Второй этап (2013-2017 гг.) – достижение стабильности и финансовой устойчивости в развитии отрасли; повышение конкурентоспособности отечественных товаров; закрепление за российскими производителями сегментов на внутреннем рынке и усиление их позиций на зарубежных рынках; осуществление масштабной реализации пилотных и мега- проектов; привлечение инвестиций, в том числе иностранных, на техническое перевооружение и модернизацию производства. Для решения экологизации экономики предусматривается внедрение ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий, нанотехнологий, малоотходных и безотходных технологических процессов. Предполагается создание конкурентоспособных производственных систем, развитие устойчивых кооперационных связей, межтерриториальной и межотраслевой кооперации, ОЭЗ, создание цивилизованного рынка потребительских товаров.

Третий этап (2018-2020 гг.) – ускорение социально-экономического развития легкой промышленности и осуществление интенсивных качественных преобразований на базе инноваций, увеличения объемов выпуска нового поколения экологически чистой продукции, формирования эффективной инновационной инфраструктуры, проведения сбалансированной экономической и законодательной политики. В этот период произойдет технологический прорыв легкой промышленности, будут освоены новые рынки сбыта продукции, увеличатся поставки продукции на экспорт, объем которых может составить 3,5 и более млрд. долл. США. Будут созданы основы для сокращения разрыва в технологическом развитии легкой промышленности от зарубежных стран, развития интеллектуального потенциала, повышения возможности отрасли для равноправного международного сотрудничества в сфере высоких технологий.

Принятые в прогнозируемом периоде индексы промышленного производства в легкой промышленности по видам ее экономической деятельности в 2009-2020 годы (по двум сценариям развития) представлены на рис. 1.4 [ ].

Инерционный сценарий Инновационный сценарий
p - обрабатывающие производства; î - текстильное и швейное производство; ¿- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

Рис. 1.4. Динамика индексов производства в легкой промышленности

Как видно из рис. 1.4, прогнозируемые индексы производства в легкой промышленности выше индексов средних по обрабатывающим производствам. Прогноз объемов выпуска основных видов продукции и разработка ассортиментной концепции по обоим сценариям развития отрасли разработан на основании соответствующей оценки спроса, импорта, экспорта.

В развитии ассортимента продукции отрасли приоритетами обозначены:

· повышение конкурентоспособности товаров, придание продукции новых потребительских и функциональных свойств, нового колорита и улучшенного качества, повышение эксплуатационных, упругопластических и защитных характеристик технического и оборонного ассортимента продукции и других свойств, отвечающих требования мирового рынка и запросам покупателей;

· индивидуальный подход к каждой ассортиментной группе в решении сырьевых, технических и технологических вопросов их производства.

Объем выпуска основных видов продукции по конечным годам этапного развития Стратегии в соответствии с выбранным инновационным сценарием развития приведены в табл. 1.3 [ ].

Т а б л и ц а 1.3 – Выпуск основных видов продукции

Вид продукции Выпуск основных видов продукции   2020 в % к 2007
       
Ткани, млн. кв.м 2378,7 3441,4 5029,6 6426,6 270,2
в том числе: хлопчатобумажные 2107,8 3001,2 4411,0 5583,4 264,9
шерстяные 28,7 36,0 71,6 95.3 332,1
шелковые 141,2 195,6 287,4 363,8 257,7
льняные 101,0 208,6 259,6 384,1 380,3
Нетканые материалы типа тканей, млн. кв.м 308,0 621,8 698,3   276,0
Чулочно-носочные изделия, млн. пар. 337,7       547,8
Трикотажные изделия, млн. штук 28,8 70,0     682,2
Швейные изделия, млрд. руб. 45,4 62,9 80,5 90,8 200,0
Меховые изделия, тыс. шт. 2,94 6,4 17,4 26,2 891,2
Кожтовары, млрд. дм2 2,65 4,0 4,9 5,2 195,8
Искусственные кожи, пленочные материалы 51,0 68,0 81,4 106,0 165,5
Обувь, млн. пар 54,2 90,5 145,8 194,0 357,9

В соответствии с инновационным сценарием развития, объем отгруженных товаров к 2020 году увеличиться по сравнению с 2007 годом в 4,2 раза и составит 677,3 млрд. руб. Для сравнения, по инерционному сценарию предполагаемое увеличение составит всего на 0,1 %, то есть сохранится на уровне 2007 года [ ].

Прогноз финансового состояния легкой промышленности по инновационному сценарию свидетельствует об улучшении – сальдированный финансовый результат в 2020 году составит 16,62 млрд. руб., в том числе в текстильном, швейном и в меховом производстве – 11,97 млрд. руб., в производстве кожи, изделий из кожи и обуви – 4,7 млрд. рублей. Темп роста прибыли по отрасли составит 511% [ ].

Достижение прогнозируемых экономических показателей цели развития отрасли будет осуществляться посредством мероприятий, обеспечивающих реализацию Стратегии.

Златорунская Е. Н., Сеньшова Е. А., Темнова Н. К. Управление технологическими инновациями на предприятиях отрасли: учебник. – СПб.: СПГУТД, 2011. – 156 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: