Классификация затрат

2.1. Затраты и расходы организации

2.2. Характеристика издержек

2.3. Основные признаки классификации затрат

2.4. Классификация производственных затрат

Затраты организации – это средства, израсходованые на приобретение ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и иных), имеющихся в наличии. Затраты могут быть отражены в балансе как активы, способные в будущем принести доход, или как расходы организации.

Расходы организации – это все затраты, которые в данный период времени в ходе хозяйственной деятельности приводят к изменению (уменщению или другое расходование) активов организации и служат для получения соответсвующих доходов.

По отношению к отчетную периоду расходы организации могут быть текущими и отложенными.

Текущие расходы, или расходы данного отчетного периода, - это расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода. Расходы отчетного периода невозможно оценить путем инвентаризации. Примерами таких расходов являются расходы:

•На реализацию готовой продукции- упаковку, хранение, транспортировку (включаются отдельной статей «Внепроизводственные расходы» в полную себестоимость продукции, а в общую смету затрат — по соответствующим элементам);

• на рекламу — по целенаправленному информационному воз­действию на потребителей для продвижения продукции на соот­ветствующие рынки (общая величина фактических расходов на рекламу не должна превышать предельные размерыисчисляемые по нормативам, установленным Министерством финансов Рос­сийской Федерации);

•на содержание управления, социальное страхование, пред­ставительские расходы и т.п.

Расходы отчетного периода отражаются при расчетах прибыли от основной деятельности в отчете о прибылях и убытках.

По отношению к доходам отчетного периода расходы данного отчетного периода могут быть:

• обусловлены полученными в данном отчетном периоде дохо­дами. Они признаются расходами в том случае, если признан до­ход;

• не связаны с получением текущих доходов. Они признаются в текущем отчетном периоде и в отчете о прибылях и убытках вне зависимости от факта получения доходов в данном отчетном пе­риоде. Эти расходы обусловлены в большей степени наличием пе­риода, нежели наличием или отсутствием дохода. Примерами та­ких расходов могут быть амортизация активов, расходы по аренде офисных помещений.

Отложенные расходы — это расходы, связанные с хозяйствен­ными операциями по использованию ресурсов организации, осу­ществляемые в данном отчетном периоде в целях получения воз­можных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде и в отчете о прибылях и убытках. Отложенные расходы подлежат ка­питализации на балансе организации. К отложенным расходам от­носятся капитальные вложения (инвестиции), расходы будущих периодов.

Расходы будущих периодов — затраты на освоение новых ви­дов продукции, совершенствование технологии производства, на горные подготовительные и вскрышные работы и т.п. Они списы­ваются на себестоимость продукции в будущие периоды по мере освоения.

Затраты в период их возникновения могут совпадать с расхода­ми, если выполняется одно из следующих условий:

1) в результате их осуществления получены доходы;

2) не будет доходов как в отчетном периоде, так и в будущих периодах.

Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на ко­нец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убыт­ках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотноше­ния расходов и затрат).

В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.

В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках затраты делятся на затраты на продукт и затраты периода.

2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗДЕРЖЕК

Издержки — это денежное выражение общей суммы ресурсов, используемых с определенной целью.

Текущие издержки — это расходы по обычным видам деятельности организации.

Стартовые издержки — часть постоянных расходов, которые возникают в целях возобновления производства и реализации про­дукции.

Остаточные издержки — часть постоянных расходов, которые продолжает нести организация несмотря на то, что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены.

Издержки упущенных возможностей — это потери доходов, ко­торые возникают.

Альтернативные издержки — это издержки неиспользованных возможностей, потеря выгоды, когда принятие одного решения исключает появление другого решения, или максимально возможный вклад в прибыль, от которого отказываются при использова­нии ограниченных ресурсов для определенной цели. Например, предприятию — производителю стульев предложен заказ на изго­товление столов. Если производственные мощности предприятия ограничены, то при принятии этого заказа оно не сможет произво­дить обычное количество стульев для своих потребителей. Альтер­нативные издержки принятия этого заказа — упущенная выгода от производства стульев, которые не смогут быть произведены.

Альтернативные издержки производства являются основным движущим мотивом, заставляющим производителей максимизиро­вать свои прибыли. Они не включаются в официальные финансо­вые отчеты и не влияют на величину денежных потоков. Наряду с этим они используются при обсуждении выгод при принятии конкретных управленческих решений, например о выборе ассор­тимента продукции. Допустим, что производственные мощности позволяют выпускать два вида продукции: столы и стулья. Если выпускать только столы, то альтернативные затраты принятия это­го решения — это упущенная выгода от производства стульев. При этом размер упущенной выгоды определяется как разность между возможным доходом от продажи стульев и затратами на их произ­водство.

Денежные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей собственникам факторов производства. К ним относятся издержки по оплате сырья и мате­риалов, выплаты заработной платы рабочим и служащим, выплаты процентов по кредитам банку и другие выплаты. Денежные из­держки отвлекают ресурсы от использования их альтернативными способами.

Вмененные издержки — альтернативные издержки, принадлежа­щие организации. Это сугубо управленческие затраты, которые не­обходимо предусмотреть, но они могут и не быть. Например, орга­низация имеет оборудование, которое в настоящее время не ис­пользуется. Если бы это оборудование было сдано в аренду, то организация получила бы доход в виде арендной платы. Потерян­ный доход в таком случае характеризует вмененные издержки. Или, например, расширение сети сбыта продукции связано с удов­летворением потребностей покупателей. При изменении условий договоров с покупателями могут возникнуть затраты, которые от­рицательно влияют на результаты деятельности организации, но положительны для потребителей.

2.3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ ЗАТРАТ

В зависимости от признака, положенного в основу классифи­кации, затраты предприятия можно классифицировать по груп­пам. В табл. 2.1 представлены основные признаки классификации пират организации и соответствующие им виды затрат.

Таблица 2.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: