Принципы традиционной и гуманистической «центрированной на мире детства» парадигмы (по А. Б. Орлову) Авторитарная педагогика.
Принцип субординации – мир детства – это часть мира взрослых, его несамостоятельный придаток, часть, неравноценная целому и подчиненная ему.
Принцип монологизма – мир детства – это мир учеников и воспитанников, мир взрослых – мир учителей и воспитателей. Содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям.
Принцип произвола – мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей, мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых. Он никак и никогда не воздействовал на него.
Принцип контроля – контроль мира взрослых, рассматриваемый как необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивал принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых.
Принцип взросления – развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т. е. движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов. Нарушение процесса – аномалия.
|
|
Принцип инициации – существование границ между миром взрослых и детства и перевод человека из одного в другой мир.
Принцип деформации – мир детства всегда деформирован вторжением взрослых.
Гуманистическая педагогика.
Принцип равенства – мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.
Принцип диалогизма – мир детства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием…, взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс»…
Принцип сосуществования – мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действия взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались.
Принцип Свободы – мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранение жизни и здоровья), предоставить миру детства возможность выбирать свой путь.
Принцип соразвития – развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости, цель развития человека – гармонизация внешнего и внутреннего «я» – цель развития.
Принцип единства – мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров, составляют единый мир людей.
Принцип принятия – человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценкам взрослости и детскости.
Приложение 2