Заключение. Предложения по дальнейшим разработкам компетентностного подхода к содержанию общего образования

Предложения по дальнейшим разработкам компетентностного подхода к содержанию общего образования

В Стратегии говорится, что речь не должна идти о быстром и тотальном переходе российской школы на компетентностный подход. Следует ставить вопрос о среднесрочной (3 – 5 лет) перспективе, связанной с проведением необходимых исследований и разработок. То, что представлено в этих материалах – первые шаги, сделанные в этом направлении по предмету физическая культура.

Однако ряд позиций, по сути отвечающих направлениям становления данного подхода, может реализовываться и в более близкой перспективе (формирование у детей интегральных информационных и коммуникативных способностей, обобщенных навыков культурного гражданского поведения, способов организации собственной деятельности, качественное усиление практически-продуктивной направленности обучения и др.).

В ближайшем будущем в Стратегии предполагается: 1) Уточнить список ключевых компетентностей. Структурировать компетентности по ступеням обучения (основы ключевых компетентностей закладываются уже в начальной школе, минимально достаточный для жизни в обществе уровень их сформированности достигается по завершении основной школы и т.д.). 2) Дать деятельностную формулировку компетентностей, что соответствует ориентации на их реальное использование в жизни учащимся: во время обучения и после его окончания. Обеспечить включение в структуру ключевых компетентностей ценностно-формирующих, воспитательных аспектов образования. 3) Разработать новое содержание общего образования, новые учебные материалы и технологии на основе компетентностного подхода. При этом опираться на междисциплинарный и межпредметный подход в определении ключевых компетентностей.

В этом отношении материалы данного пособия представляют собой начало работы по изменению содержания образования по физической культуре. Показана возможность применения деятельностного подхода (а точнее пока только элемента его – самооценки) в преподавании без потери двигательного компонента урока. Предстоит доработать и определиться с формой ведения рабочей тетради, выстроить полный курс дисциплины на весь период обучения в школе.

Ещё один, самый важный аспект работы: готовность учителей работать в инновационном режиме. Наши предварительные данные пока малоутешительны. Мы провели опрос, целью которого было определить уровень владения знаниями по разделу «лёгкая атлетика». Данные представлены на рисунке.

Рис. Результаты опроса учителей по разделу «лёгкая атлетика»

Средний уровень знаний по группе учителей (17 человек) – 0,29 балла (29 %). По отдельным блокам знания распределились следующим образом.

Техника упражнений (вопросы 1-4) – 0,64.

Судейство и правила соревнований (вопросы 7, 8, 14, 15, 22, 23, 25, 26) – 0,34

Умение определить опорные точки в упражнениях (вопросы 10, 11, 18) – 0,17.

Подбор упражнений для отработки элементов целостного движения (вопросы 16, 17, 19, 21, 24) – 0,11. На несколько по-иному поставленный вопрос, но, кстати, отражающий самую суть упражнения (подобрать упражнения для увеличения скорости вылета ядра), в среднем учителя ответили на 0,03 балла.

Вызвал затруднения и вопрос: Почему элемент выполняется именно так? (9 вопрос) – 0,13

Дать словесную инструкцию для выполнения упражнения – 0,05 балла.

Следовательно, нужно, прежде всего, повысить компетенцию учителей, чтобы уроки физической культуры соответствовали современным требованиям обучения.


[1][1] За некоторыми немногочисленными исключениями, к сожалению не изменившими господствующей парадигматики массовой школы (напр., построение содержания образования в системах уровневой дифференциации, развивающего обучения Давыдова и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: