Образовательный процесс по дисциплине «Экономика отрасли» строится на основе комбинации следующих образовательных технологий.
Интегральную модель образовательного процесса по дисциплине формируют технологии методологического уровня: модульно-рейтинговое, контекстовое обучение, развивающее обучение, элементы технологии развития критического мышления.
Реализация данной модели предполагает использование следующих технологий стратегического уровня (задающих организационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса), осуществляемых с использованием определённых тактических процедур:
- лекционная (предполагает информационные лекции);
- практические (работа в малых группах, обсуждение конкретных ситуаций, решение практических задач);
- активизации творческой деятельности («микродиалог» на лекционном занятии, метод познавательного спора и проблемно-поискового обучения, «кейс-метод», дискуссия и др.);
- самоуправления как самостоятельная работа студентов (работа студентов с учебниками, справочной литературой, нормативными правовыми актами, выполнение домашних заданий, проведение анализа незнакомых для обучаемых ситуаций и решения задач, генерирование субъективно новой информации).
|
|
Рекомендуется использование информационных технологий при организации коммуникаций со студентами для представления информации, выдачи рекомендаций, контроля знаний и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта), использование мультимедиа-средств при проведении практических занятий.
Рекомендуемые формы проведения лекционных занятий по дисциплине «Экономика отрасли» представлены в таблице 11, практических занятий в таблице 12. Указанные
в таблицах 11-12 формы проведения занятий предполагают вовлечение каждого студента в процесс получения, восприятия и освоения знаний, получение умений и практических навыков, развитие интуиции, воспитание потребности в использовании содержания дисциплины, выработке системного мышления.
Таблица 11. – Рекомендуемые формы проведения теоретических занятий
Темы теоретических занятий | Форма проведения |
Введение в экономику отрасли | Информационная лекция |
Тема 1. Теоретическая база экономики отрасли: микроэкономика, экономика отраслевых рынков. | Информационная лекция |
Тема 2. Отрасль и рынок. Соотношение рынка и отрасли. Классификация рынка по различным признакам. | Информационная лекция |
Тема 3. Концентрация. Характеристика понятий рыночная концентрация и концентрация производства. | Информационная лекция |
Тема 4. Интеграция. Теоретические аспекты интеграции, типы слияний, слияния и поглощения. | Информационная лекция |
Тема 5. Диверсификация. Сущность диверсификации, виды, мотивы диверсификации. | Информационная лекция |
Тема 6. Продуктовая дифференциация. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта | Информационная лекция |
Тема 7. Конкуренция. Неценовая конкуренция. Классификация стратегий поведения. | Информационная лекция |
Тема 8. Формирование цен на продукцию (услуги) предприятия | Информационная лекция |
Тема 9. Ценовая дискриминация. | Информационная лекция |
Тема 10. Налогообложение предприятий | Информационная лекция |
Тема 11. Планирование развития отрасли и предприятий. | Информационная лекция |
Тема 12. Регулирование отраслевых рынков. Типы отраслевой политики. Антимонопольная политика государства. | |
Тема 13. Перспективы развития отрасли АТ. Политика правительства в области автомобильного транспорта. Производственный потенциал отрасли. | Информационная лекция |
Таблица 12. – Рекомендуемые формы проведения практических занятий
|
|
Темы практических занятий | Форма проведения |
ПЗ–1 – Тема: Отраслевая структура экономики | Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения |
ПЗ-2 - Тема: Показатели концентрации и рыночной власти фирмы | Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения |
ПЗ-3 – Тема: Монополия и потери общества | Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения |
ПЗ-4 – Тема: Олигополия внутри страны и на международных рынках | Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения |
ПЗ-5 – Тема: Дифференциация продукта и реклама | Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения |
ПЗ–6 – Тема: Поведение фирм на отраслевом рынке | Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения |
ПЗ-7 – Тема: Государственное регулирование отраслевых рынков | Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения |
ПЗ–8 – Тема: Развитие отраслей экономики | Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения |
ПЗ–9 – Тема: Анализ отраслевого рынка на основе парадигмы «Структура-Поведение-Результат» | Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения |