Образовательные технологии. Образовательный процесс по дисциплине «Экономика отрасли» строится на основе комбинации следующих образовательных технологий

Образовательный процесс по дисциплине «Экономика отрасли» строится на основе комбинации следующих образовательных технологий.

Интегральную модель образовательного процесса по дисциплине формируют технологии методологического уровня: модульно-рейтинговое, контекстовое обучение, развивающее обучение, элементы технологии развития критического мышления.

Реализация данной модели предполагает использование следующих технологий стратегического уровня (задающих организационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса), осуществляемых с использованием определённых тактических процедур:

- лекционная (предполагает информационные лекции);

- практические (работа в малых группах, обсуждение конкретных ситуаций, решение практических задач);

- активизации творческой деятельности («микродиалог» на лекционном занятии, метод познавательного спора и проблемно-поискового обучения, «кейс-метод», дискуссия и др.);

- самоуправления как самостоятельная работа студентов (работа студентов с учебниками, справочной литературой, нормативными правовыми актами, выполнение домашних заданий, проведение анализа незнакомых для обучаемых ситуаций и решения задач, генерирование субъективно новой информации).


Рекомендуется использование информационных технологий при организации коммуникаций со студентами для представления информации, выдачи рекомендаций, контроля знаний и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта), использование мультимедиа-средств при проведении практических занятий.

Рекомендуемые формы проведения лекционных занятий по дисциплине «Экономика отрасли» представлены в таблице 11, практических занятий в таблице 12. Указанные

в таблицах 11-12 формы проведения занятий предполагают вовлечение каждого студента в процесс получения, восприятия и освоения знаний, получение умений и практических навыков, развитие интуиции, воспитание потребности в использовании содержания дисциплины, выработке системного мышления.

Таблица 11. – Рекомендуемые формы проведения теоретических занятий

Темы теоретических занятий Форма проведения
Введение в экономику отрасли Информационная лекция
Тема 1. Теоретическая база экономики отрасли: микроэкономика, экономика отраслевых рынков.   Информационная лекция
Тема 2. Отрасль и рынок. Соотношение рынка и отрасли. Классификация рынка по различным признакам.   Информационная лекция
Тема 3. Концентрация. Характеристика понятий рыночная концентрация и концентрация производства. Информационная лекция
Тема 4. Интеграция. Теоретические аспекты интеграции, типы слияний, слияния и поглощения. Информационная лекция
Тема 5. Диверсификация. Сущность диверсификации, виды, мотивы диверсификации. Информационная лекция
Тема 6. Продуктовая дифференциация. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта Информационная лекция
Тема 7. Конкуренция. Неценовая конкуренция. Классификация стратегий поведения.   Информационная лекция
Тема 8. Формирование цен на продукцию (услуги) предприятия Информационная лекция
Тема 9. Ценовая дискриминация. Информационная лекция
Тема 10. Налогообложение предприятий Информационная лекция
Тема 11. Планирование развития отрасли и предприятий.   Информационная лекция
Тема 12. Регулирование отраслевых рынков. Типы отраслевой политики. Антимонопольная политика государства.  
Тема 13. Перспективы развития отрасли АТ. Политика правительства в области автомобильного транспорта. Производственный потенциал отрасли. Информационная лекция

Таблица 12. – Рекомендуемые формы проведения практических занятий

Темы практических занятий Форма проведения
ПЗ–1 – Тема: Отраслевая структура экономики Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения
ПЗ-2 - Тема: Показатели концентрации и рыночной власти фирмы Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения
ПЗ-3 – Тема: Монополия и потери общества Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения
ПЗ-4 – Тема: Олигополия внутри страны и на международных рынках Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения
ПЗ-5 – Тема: Дифференциация продукта и реклама Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения
ПЗ–6 – Тема: Поведение фирм на отраслевом рынке Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения
ПЗ-7 – Тема: Государственное регулирование отраслевых рынков Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения
ПЗ–8 – Тема: Развитие отраслей экономики Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения
ПЗ–9 – Тема: Анализ отраслевого рынка на основе парадигмы «Структура-Поведение-Результат» Анализ ситуаций, групповые работы и обсуждения

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: