Тема: АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ
Основные вопросы
1. Представление о душе в досократической философии.
2. Первые психологические теории античности (Пифагор, Гераклит, Протагор, Демокрит).
3. Основные положения материалистических воззрений на природу психического (Эпикур, Лукреций, стоики).
4. Идеалистическая психология Сократа-Платона.
5. Аристотель – величайший систематизатор древнегреческой философии.
6. Плюсы и минусы материалистического и идеалистического понимания души в античности.
Дополнительные вопросы и задания
1. Почему считают, что мифология и философия – это два разных типа мировоззрения? Дайте обоснованный ответ.
2. Объясните, что, на Ваш взгляд, было наиболее значимым для современной науки в развитии представлений о душе у милетцев?
3. Пифагор был близок к учению орфиков о метемпсихозе. Можно ли предположить, каковы причины такой «любви» к переселению душ? Аргументируйте ответ.
4. Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы и принял яд из рук своих товарищей?
5. Каким образом Аристотель разрешил спор между Демокритом и Платоном относительно понимания души и тела?
6. Какие основные психологические проблемы решались учеными в период эллинизма?
7. На каком основании можно говорить о появлении категориального строя психологии уже в античности?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1.Изучите литературу:
[осн.: 1; 3; 4; 8; доп.: 4; 25; 27; 35; 36; 38]
2.Законспектируйте:
1) Милетская и пифагорейская школа // Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов. – В 3 ч.– М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Ч. 1. – С. 44–54.
2) Соколова, Е.Е. Диалог 2. Правила искусства «быть счастливым» в сократовских школах // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 67–70.
3) Соколова, Е.Е. Диалог 2. Эпикуреизм, стоицизм, эклектизм, плюсы и минусы материалистического и идеалистического понимания души в античности // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 75–82.
4) Марцинковская, Т.Д. Развитие психологии в античности // Т.Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002. – С. 34.
3.Составьте кроссворд по вопросам темы.
4.Заполните таблицы:
Табл. 4
Учение, школа досократической психологии | Представители | Проблематика | Понимание души |
Табл. 5
Психологические теории античности | Представители | Проблематика | Способы решения |