Тема: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Основные вопросы
1. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья.
2. Развитие психологических идей в арабоязычной науке в VIII – XII вв. (Ибн–Сина, Ибн-аль–Хайсам и др.)
3. Развитие европейской психологии в IV–XI вв. (А. Аврелий, П. Абеляр и др.).
4. Фома Аквинский – самый видный схоласт эпохи Средневековья.
5. Работы Ф.Бэкона, Д. Скотта, У. Оккама о методологических проблемах эмпирического познания внутреннего мира человека.
6. Развитие психологии в эпоху Возрождения, её историческое значение в становлении психологии.
Дополнительные вопросы и задания
1. Какие открытия античной психологии оказали наибольшее влияние на развитие науки в эпоху Средневековья?
2. Какие новые проблемы появились в психологии Средневековья?
3. Какие подходы существовали к проблеме соотношения веры и знания в христианской теологии и философии? Ответ аргументируйте.
4. Какого мыслителя XIII в. называли «удивительным доктором» и почему?
|
|
5. В чём заключались основные особенности сознания средневекового человека?
6. Что, по Ф. Бэкону, мешает человеку идти правильным путём в поисках истины?
7. Найдите отличия в трактовке учения Аристотеля о душе в работах Ибн Рушда и Ф. Аквинского?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Изучите литературу:
[осн.: 1; 3; 4; 7; 9; доп.: 6; 5; 7; 9; 16; 22; 24; 25; 29; 41]
2. Законспектируйте:
1) Ярошевский, М.Г. Психологические идеи средневековой Европы // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 102–110.
2) Ярошевский, М.Г. Психология в эпоху Возрождения (Италия и Испания) // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 112–122.
3. Подготовьте презентации плакатов по теме занятия.
4. Заполните таблицы:
Табл. 6
Представитель психологии Средневековья | Проблематика | Значение идей автора для развития психологии |
Табл. 7
Представитель психологии Возрождения | Проблематика | Значение идей автора для развития психологии |