Закон спроса – при прочих условиях, если цена товара снижается, то объем спроса увеличивается и наоборот. Между ценой и объемом спроса существует обратная зависимость.
Причины действия закона спроса:
Здравый смысл и жизненный опыт непосредственно влияют на объем покупок в зависимости от цены. Чем ниже цена - тем покупок больше - это психологический момент. Действие закона спроса может быть объяснено на основе 2 взаимосвязанных эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода (в результате изменения цены) – изменение величины спроса на товар, из-за того, что изменение его цены приводит к изменению реального дохода потребителя.
С другой стороны потребитель склонен заменять более дорогие товары более дешевыми аналогами, что ведет к росту величины спроса на эти товары. Это эффект замещения.
Эффект замещения – стремление потребителей покупать товар в большом количестве, когда его относительная цена повышается (замещать этот товар другими).
Величина эффекта замещения зависит от количества и доступности товаров-заменителей.
Эффект дохода в сочетании с эффектом замещения образуют общий эффект изменения цены.
Функция спроса показывает зависимость спроса от определяющих его факторов.
Развернутая функция спроса – Qda = f (Pa, Pc, Ps, I, T, N, O, E)
Pa – цена товара а
Pc – цены взаимодополняемых товаров или комплементариев
Ps – цены товаров субститутов или взаимозаменяемых
I – доход покупателя
T – вкусы и предпочтения покупателя
N – количество покупателей
O – ожидания покупателей
E – прочие факторы
Прямая функция спроса Qd = f (P)
Обратная функция спроса – обратная зависимость цены от величины спроса P = F(Qd)
Функциональную зависимость между величиной спроса и ценой можно выразить 3 способами: