Содержание. Характеристика рыночной системы в условиях рыночной экономики

Характеристика рыночной системы в условиях рыночной экономики. Условия жизнедеятельности и функционирования рынка: понятие, признаки, виды и функции, инфраструктура. Необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений.

Существует большое количество определений экономики. В частности, ее можно представить как организованное управление ограниченными материальными, трудовыми, финансовыми, информационными и другими ресурсами в пространстве и времени в интересах граждан данного государства. Экономика изучает теоретические основы и практические формы функционирования рыночных структур и механизмы взаимодействия субъектов экономической деятельности общества, т. е. разрабатывает цели, принципы, критерии и ограничения экономической политики; устанавливает тенденции, закономерности и законы экономического развития отдельных хозяйствующих субъектов (микроэкономика) и экономики государства в целом (макроэкономика), создает методы деятельности и механизмы функционирования отдельных предприятий народного хозяйства, а также их объединений.

Экономику государства в условиях рыночных отношений можно представить в виде системы, которая представляет собой совокупность элементов хозяйствующих субъектов: товаропроизводителей, потребителей, банков, бирж, органов управления и контроля различных уровней и т. д. Отдельный элемент иерархической системы можно рассматривать как подсистему верхнего уровня или систему нижерасположенного уровня.

Рынок – это процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества товаров, (спроса и предложения) Он представляет собой инструмент стихийного (если государство не принимает в нем участия) распределения экономических ресурсов – рабочей силы и средств производства – между различными сферами их применения, в конечном итоге осуществляемого в соответствии с желанием потребителя.

Рынок – это сфера проявления отношений между производителями товаров и потребителями. Здесь проявляется потребительская стоимость, т. е. полезность или способность продукта (услуги) удовлетворять какую-либо потребность людей.

Основными характеристиками рынка являются следующие.

Наличие обособленных товаропроизводителей, самостоятельно определяющих объем выпускаемой продукции, выбирающих поставщиков и потребителей, устанавливающих цены, распределяющих остаточную прибыль, несущих имущественную ответственность за результаты своей деятельности.

Свободное ценообразование. Большая часть цен на рынке устанавливается стихийно. Государственный контроль за ценами имеет место в ограниченной сфере (детское питание, диетические продукты, товары первой необходимости).

Конкуренция, т. е. экономическое соревнование (состязание) между различными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, побуждающее производителей ориентироваться на спрос. Конкуренция – это основной двигатель рыночных отношений. Конкуренция – это свойство товарного производства, способ его развития. Рыночной конкуренции принадлежит особая роль. Благодаря ей непрерывно осуществляется поиск неиспользуемых факторов производства, создание жизненных благ, повышается качество товаров и услуг, снижаются цены.

Развитая инфраструктура – источник нормального функционирования рынка.

Участие государства в формировании общих правил и механизмов в функционировании рыночной экономической системы через налоги, кредиты, дотации, квоты, целевое финансирование и т. д.

Жизнеспособность рынка базируется на следующих условиях: многообразие форм собственности; устойчивое финансовое состояние; наличие предмета рынка; конкуренция товаропроизводителей; стабильный социальный климат; необходимый уровень подготовки населения и квалификации кадров; централизация банковской и фондовой систем.

Законодательство РФ предусматривает несколько видов собственности:

1. Государственная собственность: на землю и другие природные ресурсы страны, транспорт, связь, вооружение, общереспубликанская; республик, краев, областей, округов; коммунальная собственность.

2. Собственность граждан: личная и частная, трудовых коллективов, крестьянских и личных хозяйств.

3. Коллективная собственность: арендные предприятия, коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные ассоциации и объединения, собственность общественных организаций, собственность религиозных организаций.

4. Собственность совместных предприятий, иностранных граждан. организаций, государств: совместные предприятия, собственность иностранных граждан; собственность иностранных юридических лиц; собственность иностранных государств, международных организаций.

При организации рыночных отношений предприятия проходят три стадии: 1-ая – разгосударствление, 2-ая – коммерциализация, 3-я – приватизация.

Разгосударствление – это процесс преобразования государственной собственности в иные формы путем продажи или передачи ее на определенных условиях с утратой государством функции непосредственного воздействия на предприятия.

Коммерциализация – это один из способов разгосударствления предприятий, как правило, не предусматривающий изменение форм собственности. При коммерциализации предприятия остаются государственными, но меняются условия их функционирования в соответствии с требованиями рыночной экономики. Коммерциализация влечет за собой ликвидацию так называемых «вышестоящих организаций» (главков, объединений, управлений, торгов и т. п.). Предприятие само отвечает за результаты своей деятельности, и не может рассчитывать на опеку со стороны государства. При коммерциализации взаимоотношения предприятия с партнерами строятся на коммерческой основе, предприятие самостоятельно устанавливает цены на продукцию, руководствуясь лишь законодательными и нормативными актами, решает вопросы снабжения, установления ставок оплаты труда, распределения и использования чистой прибыли.

Приватизация (в переводе с англ. private property – частная собственность) – это приобретение в частную собственность у государства или у местных органов власти предприятий или цехов, производственных участков, преобразуемых в самостоятельные предприятия.

Существуют различные способы приватизации: продажа акций компании всем желающим, передача собственности другим частным компаниям, продажа активов предприятия (или самого предприятия, например с аукциона). В этом случае от покупателя не требуется соблюдения каких-либо условий, главная цель продажи – как можно дороже продать и получить максимальную прибыль; продажа акций рабочим и инженерам, занятым в приватизируемой компании; продажа предприятия, сданного в аренду с правом выкупа; продажа по конкурсу. В этом случае от покупателей требуется выполнение определенных условий: сохранение профиля предприятия, ограничение цен, определенная форма платежа и т. д.; безвозмездная передача предприятия (чаще всего части предприятия в виде льготы).

Приватизация государственных и муниципальных предприятий (преобразование их в частные и коллективные предприятия) способствует повышению эффективности, конкурентоспособности, устойчивости в условиях изменяющихся спроса и предложения; дает полную хозяйственную и административную самостоятельность, создает условия для функционирования полноценного рынка, обеспечивает выполнение договорных обязательств перед банками, держателями акций и ценных бумаг, поставщиками, потребителями и др.; повышает материальную заинтересованность работающих в получении максимальной прибыли; стимулирует техническое и социальное развитие предприятия.

Источниками средств для приватизации могут быть: часть чистой прибыли, остающейся у предприятия; амортизационные отчисления и выручка от продажи имущества, кредиты банка и другие заемные средства, личные средства работающих (сбережения, ваучеры, наследство), 'акции и другие ценные бумаги.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд важных функций.

Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства.

Ценообразующая. На рынок поступают продукты и услуги одного назначения, но содержащие разное количество материальных и трудовых затрат. Рынок признает дашь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь, следовательно, формируется отражение общественной стоимости, благодаря чему устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Для кого производить? Как производить?

Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, а более эффективным и предприимчивым помогает развиваться. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль способствует формированию оптимальной структуры экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.

Основу рыночного механизма составляют два важнейших элемента: спрос и предложение.

Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени на имеющиеся в их распоряжении материальные средства. Спрос – потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами. Он подразделяется на спрос предприятий на средства производства, рабочую силу и спрос населения. Объем спроса определяется суммой доходов предприятий и населения. Объем и структура спроса населения развиваются под воздействием таких факторов как размер национального дохода, соотношение фонда накопления и фонда потребления, уровень денежных доходов населения, развитие сферы услуг, уровень и соотношение различных цен и тарифов; социально-экономические факторы; демографические.

Предложение – количество товаров, которые продавцы готовы произвести и предложить к продаже на рынке по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определенного времени.

Степень сбалансированности спроса и предложения отражает состояние экономики рыночного типа, эффективное функционирование всей рыночной системы. Рациональное использование ресурсов может быть в условиях уравнивания величины спроса и предложения.

При самостоятельности и обособленности производителей происходит стохастическое регулирование спроса и предложения, что определяет конкуренцию.

Различают следующие виды рынка:

Рынок продовольственных товаров, который предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями продуктов питания.

Рынок промышленных потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров массового спроса, включая одежду, обувь, головные уборы, чулочно-носочные изделия, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, утварь, предметы хозяйственного обихода, мебель, постельные принадлежности, культтовары, книги и письменные принадлежности, лекарства, отдельные виды строительных материалов, инструмент, транспортные средства личного и семейного пользования и другие товары аналогичного назначения.

Рынок средств производства есть рынок средств и предметов труда. Это обширный рынок, в сферу действия которого попадают все материально-технические объекты, используемые в производстве прямо или косвенно. Рынок средств производства состоит из трех рынков. Во-первых, купля и продажа зданий, сооружений, строений, помещений, используемых в производственных целях. Во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов и аппаратов производственного назначена. В-третьих, рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых и посредством которых изготавливается продукция.

Рынок денег, валюты, ценных бумаг представляет денежный рынок, на котором одни деньги и денежные средства продаются в обмен на другие. С одной стороны, на таком рынке «сегодняшние», деньги продаются и покупаются в обмен на «завтрашние», т. е. в долг, в кредит. С другой стороны, валюта одного государства продается в обмен на валюту другого государства – это валютный рынок. И, наконец, ценные бумаги в виде акций, облигаций, лотерейных билетов продаются и покупаются за деньги. Местоположение финансового рынка – банки, фондовые биржи, пункты продажи и покупки ценных бумаг, валюты.

Рынок ценных бумаг называется фондовым рынком или рынком финансовых активов. Объектом купли-продажи на фондовом рынке выступают ценные бумаги. Они представляют собой юридический денежный документ особого рода, удостоверяющий право собственности или отношения по займу. Ценные бумаги являются важным элементом экономики, основанной на принципах рынка. К ним относятся: акции, облигации, паи, векселя, приватизационные чеки (ваучеры), сберегательные боны, депозитные сертификаты, опционы, фьючерсные контракты и др. По своей структуре фондовый рынок – многоуровневое сложное образование. Оборот ценных бумаг осуществляется на первичном и вторичном рынках, при этом первичный рынок является системой экономических отношений, связанных с организацией выпуска и размещением (первичной продажей) ценных бумаг. Вторичный – заключает в себе дальнейший их оборот, т. е. перепродажу от одного владельца акций и облигаций, уже находящихся в обращении, другому по рыночной цене.

Рынок ценных бумаг характеризуется наличием спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос формируют инвесторы, имеющие свободные денежные сбережения и вкладывающих их в ценные бумаги. Предложение зависит от эмитентов, которые выпускают акции с целью мобилизации средств для своих программ, где одним из главных эмитентов является государство.

Финансовыми посредниками на рынке ценных бумаг являются дилеры и брокеры. На этом рынке имеются также консультанты, например, трастовые компании, которые берут на себя обслуживание клиентов, связанное с ценными бумагами.

Рынок капитала, инвестиций есть особая форма денежного рынка, на котором покупаются и продаются средства, вкладываемые в будущую экономику, т. е. капиталовложения. Предприниматели, не имеющие достаточных средств для создания своего дела, развития производства, стремятся приобрести такие средства в кредит, в долг, в обмен на будущие деньги и (или) товары.

Рынок услуг представляет собой продажу бытовых, коммунальных, строительных, ремонтных, транспортных, посреднических, образовательных, лечебных, культурных, консультационных, информационных и других услуг, т. е. это рынок, на котором в качестве товара, предмета купли-продажи выступают самые разнообразные платные услуги.

Рынок инноваций – это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения.

Рынок жилья представляет собой куплю и продажу жилья для населения страны.

Рынок рабочей силы – это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников с оплатой их трудозатрат. Обладатель рабочей силы, т. е. способностей к труду, имеет на рынке труда право продажи рабочей силы по рыночной цене с закреплением акта купли-продажи в трудовом контракте между нанимателем и наемным работником.

Рынок духовного, интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. По сути, рассмотренный выше рынок инноваций есть часть более обширного рынка интеллектуального продукта, творении человеческой мысли.

Для нормального функционирования рынка необходимо создать его инфраструктуру, которую образуют биржи, банки, инспекции, фонды, комитеты, ярмарки, аукционы.

Биржа есть место, здание, учреждение, в котором заключаются торговые сделки о купле-продаже товара, где можно получать информацию, сведения о крупных продажах и текущих ценах на партии товаров.

Таким образом, по своей природе биржа есть рынок оптовой торговли разнообразными товарами. Однако это не рынок непосредственной продажи и купли товаров, а рынок, на котором сходятся продавец и покупатель, заключаются торговые сделки, контракты, формируются цены на основе спроса и предложения, оказываются услуги, помогающие продавцам и покупателям найти друг друга и осуществить акт купли-продажи.

По способу проведения торговых операций ближе всего к бирже стоят оптовые ярмарки, где товары продаются по образцам. Если товар, представленный на ярмарке, понравился и подходит покупателю, то он договаривается с его производителем, поставщиком о последующей продаже на определенных условиях партии такого товара.

Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные, труда, жилья и др.):

- создают условия для рыночного регулирования цен;

- облегчают процесс приобретения продукции;

- способствуют установлению и развитию производственных связей.

Суммируя результаты сделок, биржа выступает индикатором рыночной конъюнктуры.

Товарные биржи – это организованный рынок, на котором торгуют материальными, вещественными объектами: сырьем, материалами, оборудованием, продовольствием. Обычно товарная биржа торгует однородным товаром, скажем, нефтью, строительными материалами, зерном, металлом. Такие биржи называют специализированными. Но в процессе становления бирж в России преобладают биржи, на которых представлены довольно разнообразные товары, такие биржи называют универсальными. Товары продаются партиями с указанием количества, состава, основных качественных признаков. Сделки на товарных биржах заключаются на определенный срок, в течение которого продавцом должны быть поставлены, а покупателем оплачены товары. Чаще всего этот срок не превышает шести месяцев.

Фондовые биржи представляют собой постоянно функционирующий рынок ценных бумаг преимущественно акций и облигаций, на котором заключаются сделки об их купле и продаже с одновременным становлением цены. Торговля ценными бумагами на фондовой бирже ведется на принципах аукционной продажи, т. е. публичного торга, при котором право на приобретение получает покупатель, предложивший наибольшую цену.

К фондовым биржам близки валютные биржи, где происходит торговля крупными партиями валюты. Валютные биржи могут входить в состав фондовых. На фондовых биржах в процессе торгов, взаимодействия спроса и предложения устанавливается биржевой курс ценных бумаг, выражаемый отношением рыночной цены к номинальной стоимости акции, облигации.

Иногда товарные и фондовые биржи объединяются в единые товарно-фондовые биржи.

Биржи труда – это особый вид бирж, специализирующихся на организации процессов купли-продажи рабочей силы как специфического товара. Иначе говоря, биржи труда выступают в качестве посредников между нанимателями, нуждающимися в работниках, и нанимающимися, ищущими работу. Главная цель таких бирж – сократить время поиска работы и предоставить возможность получить желаемую работу. Биржи труда играют значительную роль в облегчении бремени безработицы.

Банки – это финансовые учреждения, которые аккумулируют (концентрируют) временно свободные денежные средства (вклады), предоставляют кредиты (займы, ссуды), осуществляют операции с ценными бумагами, взаимные платежи и расчеты между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами.

В настоящее время существует двухуровневая банковская система:

первый уровень – Центральный банк;

второй уровень – коммерческие и специализированные банки.

Центральный Банк страны регулирует денежное обращение, включая эмиссию (выпуск) новых денег. Его функции сводятся к следующим:

- организация денежного обращения и безналичных расчетов;

- кредитно-расчетное обслуживание правительства;

- управление золотовалютными ресурсами;

- денежно-кредитное регулирование.

Коммерческие банки осуществляют комплексное кредитно-расчетное обслуживание клиентуры. Они имеют право самостоятельного выбора клиента, объекта финансирования и т. д.

Специализированные банки специализируются на отдельных видах банковских услуг.

Второй уровень банковской системы составляют государственные и частные банки, которые функционируют как коммерческие фирмы. Их цель – получение прибыли от операций с деньгами и ценными бумагами, разрешенных государством (центральным банком). Они получили название коммерческих банков.

К основным видам банков второго уровня относятся: депозитные и собственно коммерческие банки, инвестиционные, ипотечные и инновационные банки, сберегательные кассы, страховые и пенсионные фонды.

Депозитные банки занимаются обслуживанием клиентов по вкладам (депозитам) и ссудам (кредитам). Доход депозитного банка складывается из разницы между полученными процентами за кредиты и выплаченными процентами за вклады.

Инвестиционные банки финансируют капитальные вложения в производство (инвестиции) на длительный срок. Эти банки помещают собственные и заемные средства либо путем вложения денег в ценные бумаги фирм.

Фонды – это организации, не имеющие членства, создаваемые на основе добровольных взносов, имеющие специализированное назначение или преследующие специальные общественно-полезные цели (например для оказания материальной помощи). Учредителями могут быть физические и юридические лица, которые не отвечают по обязательствам фонда, а фонд – по обязательствам учредителей. Фонд является собственником имущества, которое передается ему учредителями.

Главная характеристика фонда – целевая направленность и строго регламентированная система формирования путем регулярных отчислений. Например, пенсионный фонд предназначен только для выплаты пенсий (надбавок к пенсии, выходных пособий при уходе на пенсию) и формируется за счет отчислений из заработной платы и прибыли.

Комитет – это государственный орган, образуемый для проведения специальных мероприятий или руководства какой-либо отраслью, коллегиально выбранный руководящий орган в политических партиях и общественных организациях. Комитеты формируются для решения каких-либо задач и для достижения определенной цели. Например:

- Комитет антимонопольный – орган проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монопольной деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.

- Комитет арбитражный – орган, назначающий арбитров для разрешения споров между членами биржи, а также в случае обращения клиентов, участвующих в биржевых сделках, при возникновении споров между ними и членами биржи.

Комитеты гарантируют социальную защищенность потребителей и оказывают помощь производителям. Они не являются коммерческими организациями и не ставят своей целью получение прибыли.

Налоговые инспекции – это инструмент системы надзора и контроля за правильностью действий подведомственных органов и лиц. В государстве для учета доходов частных лиц и фирм используется система налоговых деклараций (заявлений). Цель этих деклараций состоит не только в фиксации доходов, но и в обязательном взимании налогов в пользу государства и общества. Для выполнения данных функций создаются специальные налоговые управления (инспекции).

Ярмарки – межведомственные организации, создаваемые на непродолжительный срок для оптовой продажи товаров массового спроса и организации хозяйственных связей по их поставкам. В зависимости от места нахождения ярмарки бывают: межреспубликанские, республиканские, краевые, областные, городские, оптовые.

Аукцион – способ продажи товаров с публичного торга покупателю, который предложит наивысшую цену.

Аукционная торговля – способ реализации товара, при котором продавец; желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию нескольких покупателей, присутствующих при продаже. При этом аукцион проводится не обязательно самим продавцом – как правило, он доверяет продажу своего товара посреднической фирме, занимающейся аукционной продажей (торговлей).

На аукцион могут предлагаться как большие партии товара, так и отдельные изделия. В зависимости от характера проводимого аукциона о может быть отнесен либо к оптовой либо к розничной торговле.

Базой формирования инфраструктуры продовольственного рынка являются существующая заготовительная и торгово-сбытовая сеть АПК, потребительская кооперация, государственная торговля, оптовые ярмарки. Участниками продовольственного рынка являются:

- колхозы, совхозы, предприятия, созданные на их базе, и другие государственные предприятия, сельхозкооперативы, крестьянские хозяйства, личные подсобные хозяйства, перерабатывающие предприятия (агрокомбинаты, агрофирмы, агроконсорциумы);

- государственные, кооперативные, торговые предприятия и их объединения, организации потребительской кооперации, индивидуальная (семейная) торгово-закупочная деятельность;

- промышленные предприятия и объединения, поставляющие АПК материально-технические ресурсы;

- государственная, кооперативная и смешанная системы материально-технического обеспечения товарами.

За время перестройки в стране создана новая экономическая система. Но она далека от совершенства. Цивилизованные рыночные отношения установятся только в том случае, если все участники экономической системы, включая государство, займут честную и доброжелательную позицию по отношению друг к другу и на основе высокого уровня профессиональных знаний организуют производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг.

Вопросы для самопроверки по теме 1.1.

1. Что представляет собой экономическая система в условиях рыночных отношений?

2. Что представляет собой рынок?

3. Что такое конкуренция на рынке?

4. Перечислите условия жизнеспособности рынка.

5. Укажите виды собственности, предусмотренные законодательством страны.

6. В чем заключается смысл приватизации?

7. Перечислите способы приватизации.

8. Назовите функции рынка.

9. Дайте определение спроса.

10. Дайте определение предложения.

11. Какие виды рынков Вы знаете?

12. Что представляет собой инфраструктура рынка?

ТЕСТЫ

1. Экономическая система в условиях рыночных отношений включает:

а) товаропроизводителей;

б) потребителей;

в) банки;

г) биржи;

д) органы управления.

2. Жизнеспособность рынка основывается на следующих условиях:

а) многообразие форм собственности;

б) устойчивом финансовом состоянии;

в) наличии предмета рынка;

г) конкуренции товаропроизводителей;

д) стабильном социальном климате;

е) необходимом уровне подготовки населения и квалификации кадров;

ж) централизации банковской и фондовой систем;

з) инициативе граждан.

3. Законодательство РФ предусматривает:

а) государственную собственность;

б) собственность граждан;

в) коллективную собственность;

г) собственность совместных предприятий;

д) собственность профсоюзных организаций.

4. Рынок выполняет следующие функции:

а) информационную;

б) посредническую;

в) ценообразующую;

г) регулирующую;

д) санирующую;

ж) рекламную.

5. Различают следующие виды рынков:

а) продовольственных товаров;

б) промышленных потребительских товаров;

в) средств производства;

г) денег, валюты, ценных бумаг;

д) капитала;

е) услуг;

ж) инноваций;

з) жилья;

и) рабочей силы;

к) интеллектуального продукта;

л) духовного продукта.

6. Инфраструктуру рынка образуют:

а) биржи;

б) банки;

в) фонды;

г) комитеты;

д) налоговые инспекции;

е) ярмарки;

ж) аукционы;

з) союзы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: