Содержание. АПК и его роль в развитии отраслей пищевой промышленности

АПК и его роль в развитии отраслей пищевой промышленности. Состояние и проблемы развития АПК.

Агропромышленный комплекс (АПК) – крупнейший сектор народного хозяйства России. На его долю приходится около трети валового общественного продукта, четвертая часть основных фондов и около трети численности работников, занятых в материальном производстве. От состояния дел в АПК во многом зависит экономическая, политическая и социальная обстановка в обществе, стабильность его развития в целом.

В настоящее время АПК представляет собой целостное и устойчивое образование, в рамках которого осуществляется замкнутый цикл, включающий получение первичных ресурсов (сельхозсырье), все стадии их переработки и выпуск конечных продуктов потребления.

Технологический уклад АПК характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, созданных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающимися на общие ресурсы рабочей силы, общий научно-технический потенциал.

Весь агропромышленный комплекс подразделяется на две большие подсистемы: продовольственную и непродовольственную. Продовольственная подсистема состоит из продуктовых подкомплексов. В экономической литературе в общей сложности в зависимости от степени детализации конечной продукции в составе АПК выделяется от 12 до 20 подкомплексов, определяющих продуктовую структуру АПК. Формирование в структуре АПК продуктовых комплексов позволяет глубже анализировать и более обоснованно прогнозировать пропорции и приоритеты в развитии комплекса.

Продовольственный комплекс (ПК) является основной подсистемой АПК. Он обеспечивает потребности населения в продуктах питания, которые занимают ведущее место в системе факторов, определяющих уровень жизни народа. Продовольственный комплекс отличается высоким удельным весом затрат на производство сельскохозяйственного сырья (70% от общего объема затрат труда на производство продуктов питания). Остальная часть приходится на промышленную сферу комплекса и, прежде всего, на пищевую промышленность.

Наибольший удельный вес затрат на производство продовольствия приходится на долю мяса и мясопродуктов (около 30%), молока и молочных продуктов (больше 20%), хлеба и хлебобулочных изделий (примерно 15%).

Продовольственный комплекс представляет собой совокупность экономически и технологически взаимосвязанных отраслей (производств), общая цель которых – наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, и производящих сельскохозяйственном сырье продовольственного назначения, заготовку, хранение, переработку его в пищевой промышленности и реализацию готовой продукции потребителям.

Функционирование производственной инфраструктуры ПК включает три производственные сферы.

I сфера. Производство средств производства для остальных сфер продовольственного комплекса:

- машиностроение тракторное и сельскохозяйственное;

- машиностроение для животноводства и кормопроизводства;

- производство оборудования для мелиоративных работ;

- машиностроение для пищевой промышленности, торговли, общественного питания;

- производство специализированного автотранспорта (молоковозы, скотовозы, рефрижераторы);

- производство сельскохозяйственного и огородного инвентаря;

- производство деревянной, металлической, пластмассовой и стеклянной тары;

- химическая промышленность в части производства минеральных удобрений и средств защиты для отрасли растениеводства;

- производственное строительство для всех сфер комплекса, включая дорожное и мелиоративное;

- микробиологическая и комбикормовая промышленность;

- производство специального оборудования и приборов для всех отраслей АПК.

II сфера. Сельскохозяйственное производство:

- совокупность отраслей животноводства;

- совокупность отраслей растениеводства;

- рыболовство и рыбоводство;

- добыча соли и минеральных вод.

III сфера. Переработка сельскохозяйственной продукции животного и растительного происхождения, производство конечной продукции продовольственного комплекса:

- пищевая промышленность;

- мясо-молочная промышленность;

- рыбоперерабатывающая промышленность;

- мукомольно-крупяная промышленность;

- комбикормовая промышленность.

Производственная инфраструктура продовольственного комплекса включает в себя:

- систему производственно-технического обеспечения и обслуживание сельского хозяйства;

- материально-техническое снабжение промышленных отраслей ПК;

- агрохимическое и ветеринарное обслуживание;

- систему заготовительных организаций;

- элеваторное хозяйство;

- хранение продукции;

- транспорт и дорожное хозяйство;

- связь и информационно-вычислительное обслуживание;

- прикладные научные исследования и проектирование для всех сфер ПК.

В новых условиях хозяйствования возникла необходимость нового подхода к управлению, ориентации, оценке результатов деятельности отраслей продовольственного комплекса. В условиях рыночных отношений и конкуренции первостепенное значение приобретает конечный результат деятельности продовольственного комплекса. Именно от правильного определения критериев в конечном итоге зависит выбор направлений развития отраслей комплекса, система взаимоотношений с другими отраслями и производствами, инвестиционная политика. Конечные результаты деятельности продовольственного комплекса – это произведенная на предприятиях комплекса конечная продукция, пользующаяся спросом потребителей и непосредственно потребляемая ими в пищу – хлеб и хлебобулочные, кондитерские, макаронные, мясные и молочные продукты, сахар, свежие овощи и фрукты, плодоовощные, рыбные и другие консервы и т. д.

Что же касается промежуточной продукции комплекса – тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений, кормов, оборудования для перерабатывающих отраслей и т. п., то она является средством для производства конечной продукции, по количеству и качеству отвечающей потребностям населения, его спросу.

Выделение приоритетных направлений в решении проблемы продовольственного обеспечения, ориентация на конечные результаты привели к необходимости выделения в составе продовольственного комплекса продуктовых подкомплексов. Наиболее крупными из них являются:

- мясо-молочный подкомплекс;

- масложировой подкомплекс;

- рыбохозяйственный подкомплекс;

- хлебопродуктовый подкомплекс;

- виноградно-винодельческий подкомплекс;

- свеклосахарный подкомплекс;

- плодоовощной подкомплекс;

- картофельный подкомплекс.

Отраслевую структуру продовольственного подкомплекса можно проиллюстрировать на примере мясо-молочного подкомплекса. В его состав входят:

- кормопроизводство, включая комбикормовую и микробиологическую промышленность;

- мясная и молочная промышленность;

- животноводство;

- торговля мясными и молочными продуктами;

- машиностроение для животноводства и кормопроизводства;

- машиностроение для мясной и молочной промышленности.

Выделение продуктовых подкомплексов в составе АПК как самостоятельных систем позволяет установить такие количественные соотношения в развитии отдельных видов производств, при которых в пределах заданных ресурсов (сельскохозяйственных угодий, инвестиций, трудовых ресурсов) можно обеспечить максимальный прирост конечной продукции. Анализ продуктовых подкомплексов позволяет выявить диспропорции в развитии отдельных их отраслей, соотношение изменения производственных мощностей перерабатывающих предприятий с изменением объемов производства и закупок сельскохозяйственного сырья, соотношение изменения кормовой базы с изменениями поголовья скота и птицы.

В АПК можно выделить три основные уклада производственных отношений: государственный, коллективный, частный, которые модифицируются и функционируют в разных вариантах, а соответственно, и в различных хозяйственных формах.

При этом, как правило, в регионах с хорошо развитым сельским хозяйством образовались кооперативы, АО, ООО, ТОО и др., объединяющие различных по организационно-правовой форме сельхозпроизводителей (колхозы, совхозы, фермерские и семейные хозяйства и др.), которые либо акционировались с перерабатывающими предприятиями, либо имеются в очень незначительной степени. Большинство предприятий, перерабатывающих первичное сельскохозяйственное сырье, приватизировались с передачей их трудовым коллективам контрольного пакета акций (по второму варианту льгот). Это дало возможность при их монопольном положении сырьевой зоне диктовать сельхозпроизводителям цены на сырье и условия его поставки (систему расчета).

Приватизация фактически не решила одну из главных задач – установление равноправных отношений перерабатывающих предприятий с сельхозпроизводителями. В условиях свободных рыночных цен интересы сельхозпроизводителей оказались незащищенными. Вследствие монополизации переработчиков начался процесс отторжения производителей. Это заставляет, несмотря на сложнейшее финансовое состояние, коллективные и фермерские хозяйства отступать. Они пошли по пути создания собственной базы переработки, в то время как мощности предприятий перерабатывающей промышленности оказались незагруженными. В результате пострадала экономика АПК. Предприятия-переработчики работают не на полную мощность.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда основные партнеры – сельхозпроизводители – не имеют достаточных средств для ведения производства и возможностей сбыта своей продукции, а предприятия по переработке получают либо достаточно высокие доходы, либо находятся на грани банкротства.

Особое значение для развития многоукладности на селе имело принятие в ноябре 1995 года Федерального Закона «О сельскохозяйственной кооперации». Этим актом были определены правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Получила правовую базу вертикальная кооперация, закрепленная в статье 3 «Сельскохозяйственные производственные кооперативы». Последними (как производственными коллективами) признаются сельскохозяйственные кооперативы, созданные гражданами (на средства крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, совхозов, АО и ТОО) для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Таким образом, открылись более широкие возможности для интеграции товаропроизводителей и предприятий по переработке, хранению сельскохозяйственной продукции и торговле ею. Однако возможности их ограничены из-за низкого уровня экономического развития большинства сельхозпредприятий.

Наиболее эффективным направлением кооперации представляется создание кооперативов на базе уже существующих сельскохозяйственных предприятий, перерабатывающих производств и сервисных организаций. В этом случае появляются условия для тесных хозяйственных связей в отношениях сельхозпредприятий со сферой переработки и агросервиса.

В этой связи была принята Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996–2000 годы (далее именуемая «Программа»), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 года, целями которой являются: вывод аграрной экономики из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности производства и социальное обновление села.

Учитывая вышеизложенное, можно считать, что наиболее важными направлениями аграрной реформы являются совершенствование экономических и земельных отношений; формирование многоукладной экономики отраслей АПК, кооперация и агропромышленная интеграция; демонополизация перерабатывающих и обслуживающих предприятий и др.

На современном этапе развития АПК институциональные преобразования представляются совершенствованием отношений собственности и формированием новой хозяйственной структуры. При этом ключевое значение имеет земельная реформа. Важнейшим элементом структуризации производства является ускорение кооперирования частных товаропроизводителей во всех сферах АПК. При этом хозяйствующие субъекты, исходя из общих интересов, могут интегрироваться в союзы и ассоциации, в частности, агропромышленная интеграция может осуществляться в формах: концернов, агрокомбинатов, агрофирм и т. п. Продолжается реорганизация крупных сельскохозяйственных предприятий и трансформирование их в кооперативные, акционерные и иные формы.

За время перестройки с 1991 г. по вопросам функционирования АПК принято свыше 150 федеральных законов, Указов Президента, постановлений и распоряжений правительства, в том числе нормативно-правовых, которые определили институциональные преобразования в широком диапазоне.

Были созданы правовые и организационные условия для развития разных форм собственности и хозяйствования. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили полную свободу в реализации произведенной ими продукции, приобретении материально-технических ресурсов, использовании доходов. Открылись возможности для конкуренции, были приватизированы практически все предприятия переработки сельскохозяйственной продукции и торговля.

Однако решительного перелома в улучшении функционирования АПК пока не произошло. Основная причина такого явления – отсутствие прогресса в качественном обновлении ресурсного потенциала. При этом преобладающая масса ресурсов сосредоточена в сельском хозяйстве. Удельный вес этой отрасли в продовольственном комплексе снижается медленно.

Недостатки в инвестиционной политике не позволили добиться заметного роста объемов и улучшения качества товаров в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. Значительные потери продукции сельского хозяйства и других отраслей продовольственного комплекса снижают эффективность использования земли при росте трудовых затрат.

Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой больше внимания уделяют проблемам рационального использования продукции сельских товаропроизводителей, переработке сельскохозяйственного сырья, модернизации холодильного и тароупаковочного хозяйства и улучшению реализации готовой продукции. У нас же именно эти сферы в настоящее время являются наиболее слабыми.

Резко ухудшает состояние в продовольственном комплексе неэквивалентный обмен между сельским хозяйством и отраслями промышленности, производящими средства производства.

В целом для аграрного сектора характерны деспециализация производства во многих товарных зонах из-за нарушения единого экономического пространства России, общий спад производства и усиление в связи с этим региональных проблем обеспечения местного рынка. Результатом действия перечисленных и иных факторов стали: относительное уменьшение доходности в отраслях АПК, падение инвестиционной активности, сокращение использования интенсивных технологий производства продукции в силу ухудшения платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей и соответствующее снижение эффективности агропромышленного производства.

Ситуация в различных отраслях АПК по отдельным группам и видам продукции имеет свою специфику. В частности, неустойчивостью отмечены валовые сборы овощных, зерновых и других культур. Это связано, главным образом, с невозможностью соблюдения интенсивных технологий выращивания, недостатком минеральных удобрений, средств защиты растений, недостатками в организации семеноводства, дефицитом сельскохозяйственной техники. Значительными остаются потери товарной продукции при хранении.

Крайне тяжелый кризис переживает животноводство. Уменьшение поголовья скота и птицы, производства продукции охватило не только предприятия АПК, но и крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства населения. Одной из главных причин сложившегося в животноводстве и птицеводстве положения стала необеспеченность полноценными кормами.

В связи с сокращением отечественного производства значительны закупки за рубежом мясных, молочных и других продуктов. Параллельно идет процесс вытеснения отечественного производителя с российского продовольственного рынка, имеется реальная угроза продовольственного «закабаления» страны.

Анализ экономических взаимоотношений между сельским хозяйством и отраслями перерабатывающей промышленности по отдельным подкомплексам показал, что диспаритет цен проявился в основном на первом этапе их либерализации в 1992–1993 гг. и продолжает углубляться. В целом он выразился в сохранении прибыльности перерабатывающих предприятий на фоне падения доходности сельского хозяйства. В последующие годы сохранился монополизм этих предприятий, который проявляется в возможности диктовать цены на сельскохозяйственную продукцию, не возмещающие по ряду продуктов (особенно животноводства) затраты сельскохозяйственных производителей.

Ограничить монополизм перерабатывающих предприятий и смягчить проблемы диспаритета цен между II и III сферами АПК может создание интеграционной системы в виде ассоциации. Ее участниками могут быть сельхозпроизводители, перерабатывающие предприятия и торговля.

Спад производства сельскохозяйственной продукции, резкое снижение инвестиций и ухудшение материально-технической базы, негативные макроэкономические процессы привели к глубоким качественным изменениям в экономике агропромышленного комплекса страны. Отрасли сельского хозяйства стали нерентабельными, около 80% субъектов хозяйствований оказались убыточными.

В основе нынешнего экономического положения лежат недостатки старой системы хозяйствования, породившей глубокие диспропорции в отраслевой структуре агропромышленного комплекса, нерациональные хозяйственные связи, отсутствие единых экономических интересов у партнеров-смежников по производству и доведению конечного продукта до потребителя, обстановку безответственности и иждивенчества в среде; непосредственных производителей, несовершенство ценообразования и финансово-кредитной системы, нарушение эквивалентности межотраслевого обмена, игнорирование основного рыночного закона – соответствие спроса предложению и др.

Создавшееся положение требует корректировки аграрной политики. Речь идет, с одной стороны, об исправлении ошибок в институциональных преобразованиях и приватизации и, с другой, – о разработке механизма государственного регулирования аграрного рынка, совершенствовании кредитно-финансовой системы, налаживании управления государственной собственностью, законодательном разрешении земельного оборота, дальнейшем развитии рыночной инфраструктуры, базирующихся на нормативно-правовой основе.

Назрела острая необходимость более активного участия государства в управлении АПК, которое должно проявиться в подготовке и принятии законов, устраняющих допущенные ошибки, неточности и разночтения в ранее вышедших документах, а главное, в обеспечении условий, необходимых для реализации этих законодательных актов в жизни.

Вопросы для самопроверки по теме 1.2.

1. Что представляет собой агропромышленный комплекс страны?

2. На какие подсистемы подразделяется АПК?

3. Какова структура продовольственного комплекса?

4. Что включает сфера производства средств производства?

5. Что содержит сфера сельскохозяйственного производства?

6. Что относят к сфере переработки сельскохозяйственной продукции?

7. Что включает производственная инфраструктура продовольственного комплекса?

8. Что является конечным результатом деятельности продовольственного комплекса?

9. Перечислите наиболее крупные продуктовые подкомплексы в составе продовольственного комплекса.

10. Какие уклады производственных отношений можно выделить в АПК?

11. Назовите наиболее важные направления аграрной реформы.

12. Укажите недостатки функционирования АПК.

ТЕСТЫ

1. Агропромышленный комплекс подразделяется на подсистемы:

а) материальную;

б) продовольственную;

в) непродовольственную;

г) нематериальную;

д) информационную.

2. производственная инфраструктура продовольственного комплекса включает следующие сферы:

а) производство средств производства;

б) производство средств потребления;

в) сельскохозяйственное производство;

г) переработку сельскохозяйственной продукции.

3. Производство средств производства для остальных сфер производственного комплекса включает:

а) машиностроение тракторное и сельскохозяйственное;

б) машиностроение для животноводства и кормопроизводства;

в) производство оборудования для мелиоративных работ;

г) машиностроение для пищевой промышленности, торговли, общественного питания;

д) производство специализированного автотранспорта (молоковозы, скотовозы, рефрижераторы);

е) производство сельскохозяйственного и огородного инвентаря;

ж) производство деревянной, металлической, пластмассовой и стеклянной тары;

з) химическая промышленность в части производства минеральных удобрений и средств защиты для отрасли растениеводства;

и) производственное строительство для всех сфер комплекса, включая дорожное и мелиоративное;

к) микробиологическая и комбикормовая промышленность;

л) производство специального оборудования и приборов для всех отраслей продовольственного комплекса.

4. Сельскохозяйственное производство объединяет:

а) совокупность отраслей животноводства;

б) совокупность отраслей растениеводства;

в) рыболовство и рыбоводство;

г) добыча соли и минеральных вод.

5. Переработка сельскохозяйственной продукции животного и растительного происхождения, производство конечной продукции продовольственного комплекса объединяет:

а) пищевую промышленность;

б) мясомолочную промышленность;

в) рыбоперерабатывающую промышленность;

г) мукомольно-крупяную промышленность;

д) комбикормовую промышленность.

6. Производственная инфраструктура продовольственного комплекса (ПК) включает:

а) систему производственно-технического обеспечения и обслуживания сельского хозяйства;

б) материально-техническое снабжение промышленных отраслей АП;

в) агрономическое и ветеринарное обслуживание;

г) систему заготовительных организаций;

д) элеваторное хозяйство;

е) хранение продукции;

ж) транспорт и дорожное хозяйство;

з) связь и информационно-вычислительное обслуживание;

и) прикладные научные исследования и проектирование для всех сфер ПК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: