Общие указания по выполнению экономической части дипломного проекта

Экономическая часть дипломного проекта является завершающей частью проекта в целом, поэтому должна отражать основные результаты разработки предыдущих разделов, их влияние на основные показатели работы предприятия, на примере которого выполняется дипломный проект.

Цель выполнения работы заключается в том, чтобы дипломник мог применить полученные в процессе обучения знания при обосновании целесообразности и расчете экономической эффективности организации малого предприятия и использования в проекте вновь разрабатываемого или модернизируемого оборудования, указанного в спецзадании на дипломный проект).

Прежде чем приступить к выполнению дипломного проекта, необходимо разработать план, составить задание и подписать его у консультанта по экономической части на кафедре Организации производственной и коммерческой деятельности.

Рекомендуется следующая последовательность выполнения работы:

· Ознакомиться с литературой по вопросам составления бизнес-планов, обоснования целесообразности и оценки проектируемых разработок (инвестиционных проектов).

· Изучить методику определения экономической эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.

· Обосновать целесообразность выбора оборудования (указанного в спецзадании на проект), являющегося базовым вариантом для совершенствования.

· Выявить достоинства и недостатки рассматриваемого варианта, технические возможности устранения выявленных недостатков.

· Разработать бизнес-план малого предприятия.

· Обосновать единовременные (капитальные) затраты на организацию малого предприятия.

· Привести расчеты производственной мощности, объема производства и реализации продукции, потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, (эти вопросы более подробно должны быть обоснованы в технологической части дипломного проекта).

· Определить себестоимость выпускаемой продукции и рассчитать показатели, характеризующие экономическую эффективность создания малого предприятия.

· Сделать выводы и предложения

В случае если возникнут затруднения в процессе выполнения экономической части дипломного проекта, дипломник может обратиться за консультацией на кафедру.

Основные теоретические положения составления бизнес-плана

Цель и задачи бизнес-плана

Современная экономическая ситуация диктует новый подход к внутрифирменному планированию деятельности предприятий, которые вынуждены искать новые формы планирования, обеспечивающие максимальную эффективность принимаемых решений.

В настоящее время наиболее прогрессивной формой плана яв­ляется бизнес-план. Он включает в себя разработку цели и задач, стоящих перед предприятием на дальнюю и ближайшую перспективу, оценку настоящего состояния экономики, слабых и сильных его сторон, анализ рынка и информацию о клиентах, дает оценку ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Бизнес-план - документ, стандартный для большинства стран с развитой рыночной экономикой. Во всем мире принято выдавать ссуды только после тщательного анализа их бизнес-планов – это обычное требование к любому заемщику.

Бизнес-план описывает все основные аспекты будущего (или действующего) предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, определяет способы решения этих проблем Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную дея­тельность предприятия на ближайший период и на перспективу в со­ответствии с потребностями рынка и возможностями получения необ­ходимых ресурсов.

Т.о., задачами составления бизнес-плана являюся:

· изучение емкости и перспективы развития рынка сбыта;

· оценка затрат, необходимых для производства и сбыта необходимой продукции, и соизмерение их с теми ценами, по которым можно будет продавать свою продукцию, чтобы определить прибыльность;

· обнаружение "подводных камней", которые могут иметь место;

· определение тех критериев, по которым можно было бы регулярно определять эффективность деятельности предприятия.

Следует выделить две основные функции бизнес-плана:

1. Этот документ готовится для получения финансовых средств от кре­дитора (банковские и другие кредиты, облигационные займы), при­влеченных финансовых средств инвестора (от продажи акций, паевых и иных взносов), бюджетных инвестиционных ассигнований.

2. Планирование всей хозяйственной деятельности предприятия.

После изучения бизнес-плана предприятия кредитор или инвес­тор принимает решение о представлении ему средств. Кредитор анализирует деятельность предприятия с точки зрения его надежности и устойчивости, инвестор – с точки зрения его доходности.

Кредитору необходимо убедиться в том, что предприятие работа­ет надежно, оно в срок сможет отдать долг и причитающиеся проценты. Заключаемый кредитный договор гарантирует кредитору первоочередное возмещение ссуды даже в случае банкротства предприятия.

Инвестор рискует в большей степени, во многих случаях всем сво­им вложенным капиталом, поэтому его интересует перспектива по­лучения высокой нормы прибыли.

Поэтому бизнес-план должен быть реальным, подкреплен­ным расчетами и доказательствами того, что может достичь пред­приятие при необходимом финансировании.

Таким образом, осуществляя свою деятельность, предприятие должно четко представлять свои потребности на перспективу в финансовых, материальных, сырьевых, трудовых ресурсах, знать источники их получения, уметь рассчитывать эффективность их использования. Предприятие мо­жет добиться стабильного успеха лишь в том случае, если будет четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно изучать це­левые рынки, положение на них конкурентов, а также собственные перспективы и возможности с тем, чтобы своевременно подготовиться, обойти возможные опасности и трудности, уменьшив риск в достижении поставленных целей, т.е. разрабатывать стратегию и тактику производст­венно-хозяйственной деятельности предприятия.

Бизнес-план – документ перспективный и составляется на 3–5 лет. Для первого года (текущий план) он составляется помесячно, для второго – поквартально, начиная с третьего – годовые показатели.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяются видом деятельности, размером предприятия и целью составления. Если это план внутрифирменного развития, то его объем не регламентируется. Для получения небольших или средних инвестиций бизнес-план состоит из 20–25 страниц, а бизнес-план, цель которого привлечь крупный инвестиционный капитал, может состоять из 50–80 страниц без учета приложений.

Разделы бизнес-плана

Бизнес-план начинается с краткого изложения или резюме биз­нес-плана, хотя оно готовится в самом конце работы, когда готовы все остальные разделы.

Работа над резюме чрезвычайно важна, так как оно должно про­извести благоприятное впечатление на партнеров или на потенциальных инвесторов. Излагать следует предельно просто и лаконично Макси­мальное внимание должно быть уделено разъяснению того, чем будет заниматься (или занимается) предприятие, за счет чего, чем его про­дукция будет отличаться от продукции конкурентов, в чем преимущества. В резюме следует указать, за счет каких средств предполагается осуществлять производственную деятельность: собственных, привлеченных или заемных. Необходимо также продумать источники привлечения заемных средств, условия их получения и возврата. Здесь же кратко излагаются финансовые результаты, которые ожидает получить предприятие от своей деятельности, сведения о прогнозах объемов продаж на ближайшие годы, выручки от продаж, затрат на производство, уровня прибыльности вложений, сроков, в течение которых предприятие сможет гарантированно вернуть те средства, которые хочет одолжить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: