Многокритериальный характер структуры рынка

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельныхэлементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Можно выделить следующие основные критерии для характеристики структуры рынка: 1. по объектам; 2. по субъектам; 3. по географическому положению; 4. по степени ограниченности конкуренции. Объектную структуру рынка характеризуют:1) Потребительский рынок - рынок потребительских товаров и услуг. Онвключает рынки продовольственных товаров, рынок бытовых, коммунальных,транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения.Рыночный характер, платность социальных услуг вызывает значительное неприятие внашей стране, что связано с бесплатным их предоставлением в рамках советскойсистемы. Однако повышение качества услуг социальной сферы в современныхусловиях невозможно без расширения платных услуг такого рода.2) Рынок недвижимости до недавнего времени в нашей стране существовалв виде купли-продажи частных домов, дач, и других владений такого же типа.Продавали и кооперативные квартиры. В связи с приватизацией государственного имуниципального жилищного фонда, а также с продажей квартир в новых домахпостепенно формируется полноценный рынок жилья.3) Рынок рабочей силы, вообще говоря, в России отсутствовал в связиотсутствием свободного найма (государственное распределение, оргнаборы) иувольнений, а также в связи с отсутствием свободы передвижения, рынка жилья ит.д. Нетоварная форма рабочей силы признавалась в качестве достижениясоциализма, однако в действительности это сковывало свободный перелив рабочейсилы между производствами, отраслями и регионами, а, следовательно, было однимиз факторов низкой эффективности советской экономики.4) Рынок земли - один из самых регулируемых в современных рыночныхсистемах рынок. Он требует тщательной спецификации прав собственности на землю,развитого земельного законодательства.5) Рынок инвестиционных товаров (средств производства, движимых инедвижимых) - важнейшая составляющая рынка экономических ресурсов, необходимоеусловие формирования рыночной системы хозяйства.6) Финансовые рынки: рынок денег (кредитный рынок), валютный рынок,фондовый рынок (рынок ценных бумаг: акций, облигаций, векселей и т.п.).Кредитный рынок в советской экономике был монополизирован государством, авалютного и фондового просто не существовало. Мы - свидетели трудногоформирования национальных финансовых рынков.7) Рынок интеллектуальных продуктов: инноваций, информационногопродукта (научного, культурного, духовного, образовательного) находится встадии формирования. У нас нет традиций реализации интеллектуальнойсобственности - самого ценного объекта собственности. Структуру рынка по субъектам можно рассматривать в самом общем виде каквзаимодействие на рынках интегрированных субъектов:1) домохозяйств - так принято условно обозначать потребителей,одновременно являющихся поставщиками необходимых для функционирования экономикиресурсов;2) фирм (сектора бизнеса) - производителей товаров и услуг ипотребителей экономических ресурсов.Современные экономические системы, характеризующиеся как смешанные, предполагаютеще один активный экономический субъект: государство, являющееся, содной стороны, самым крупным потребителем, с другой - самым крупным поставщикоми производителем товаров и услуг, часто совершенно особых. О роли государстваподробно будем беседовать в связи с последним вопросом темы.Рассмотрев объектно-субъектную структуру рынка, мы можем представитьвоспроизводственную структуры рыночного хозяйства, использующего деньги, какупрощенную схему кругооборота продукта и дохода. Верхняя половина диаграммы дает картину рынка ресурсов. На нем домохозяйства прямо и косвенно (через находящиеся в их собственности фирмы)владея всеми экономическими, поставляют эти ресурсы фирмам, осуществляютпредложение ресурсов. Предпринимательский сектор является здесьпокупателем, то есть предъявляет спрос на ресурсы, с помощью которыхпроизводятся товары и услуги.В обмен на предложенные ресурсы домохозяйства получают денежные доходы в виде:· заработной платы - дохода от продажи рабочей силы;· ренты - дохода от предоставления земли, недвижимости;· процента - дохода от предоставления предпринимательскому секторувременно свободных денежных ресурсов;· прибыли как вознаграждения за предпринимательскую деятельность и т.п. На рынке продуктов роли покупателя и продавца меняются напротивоположные. Домохозяйства предъявляют спрос, выступают теперьпокупателями потребительских товаров и услуг, тратя денежные доходы, полученныена рынке ресурсов, а фирмы осуществляют предложение, становятсяпоставщиками и продавцами товаров и услуг, получают взамен проданных благдоходы.Взаимодействие спроса и предложения лежит в основе определения цен на товары.В результате взаимодействия домохозяйств и фирм на товарном и ресурсномрынках, в рыночном хозяйстве идет:1) кругооборот ресурсов и продукта. Он на схеме изображен как движениепротив часовой стрелки. Это - реальный (или материальный) поток. 2) кругооборот доходов и расходов, изображенный как движение почасовой стрелке. Это - денежный поток. Это - одновременные и бесконечно повторяющиеся потоки. Поэтому мы говорим округообороте, а не об обороте. Территориальная структура рынка - это рассмотрение рыночной структуры покритерию географических и административных границ. В этой связи различают:1) местный рынок;2) национальный рынок;3) мировой рынок. Местный рынок отличается не только локальным характером, но испецифическим характером продуктов, обмениваемых на нем. Товарами местногооборота являются трудно транспортируемые (кирпич, песок, торф) искоропортящиеся товары (молоко, яйцо, клубника и т.п.). Специфику местногорынка определяют местные традиции, географическое положение, климатическиеособенности, а также система местных хозяйственных норм и местные особенностирыночной инфраструктуры. Национальный рынок - система рынков, складывающихся в рамках современныхгосударств. Национальные рынки большинства государств являются составнымичастями мирового рынка. Однако мировой рынок - это не простосовокупность национальных рынков, но и качественно новый уровень. На мировомрынке действует специфическая система законов и связей, правил международнойторговли и других форм рыночного обмена. По степени ограниченности конкуренции выделяют четыре типа рынков, накоторых могут действовать хозяйствующие субъекты:1) рынок чистой (совершенной) конкуренции;2) рынок монополистической конкуренции;3) олигополистический рынок;4) монополизированный рынок.Для характеристики этих рыночных структур будем использовать таблицу,предложенную К. Макконнелом[15]:
Характеристика Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизованный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Слабый Взаимная зависимость (следование за лидером); значительный при тайном сговоре Значительный
Условие входа на рынок Свободный вход и выход Сравнительно легкие Наличие существенных ограничений Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Инструменты маркетинга Типична при дифференциа-ции продукта Public Relations
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви, продовольствия Производства стали, машин, компьютеров, автомобилей. Электрические сети
5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике. Даже в условиях раннего капитализма, господства свободного саморегулируемогорыночного хозяйства государство не стояло в стороне от экономических исоциальных проблем. Государство формирует правовое поле для реализацииэкономических отношений; берет на себя функции эмиссии денег ирегулирования денежного обращения; способствует достижению принципов социальной справедливости. В условиях современного развитого рыночного хозяйства вмешательство государствав экономику связано с необходимостью реализации триады функций: эффективности.справедливости, стабильности[16]. Эффективность. Государство призвано создать условия для эффективногофункционирования экономики.Экономическая практика и ее теоретические обобщения позволяют сделать вывод отом, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условияхконкуренции. Именно конкурирующие производители минимизируют издержки и цены,стремятся произвести как можно большее количество продукции, соответствующейобщественным потребностям. Вместе с тем развитие рыночного хозяйства, егоэволюция приводят к развитию несовершенных форм конкуренции, ее ограничению имонополизации производства товаров и услуг. Государство поощряет и защищаетконкуренцию с помощью мер антимонопольной политики.С проблемой эффективности связано производство так называемых “общественныхтоваров” и “внешние эффекты”.Экономистам известно. что рыночная система, по крайней мере, в двух случаяхоказывается неэффективной, она:1. либо производит “не те” товары и услуги,2. либо не может выделить достаточно ресурсов для производства благ,входящих в структуру общественных потребностей.В первом случае речь идет о так называемых “внешних, или побочных эффектах”,то есть о побочных продуктах экономического развития. Внешние эффекты могутбыть как отрицательными, так и положительными. Классический примеротрицательного эффекта: строительство плотины в верховьях реки ухудшаетусловия рыболовства в нижнем течении реки. Пример положительного внешнегоэффекта: строительство фермером дороги к своим полям позволяет улучшитьсообщение с соседними поселениями без вложения капитала. Проблемы составляют,главным образом, отрицательные внешние эффекты, часто связанные сэкологическим аспектом производства. Государство применяет для ихнейтрализации корректировочные меры.Второй случай несовершенства рыночного механизма - недопроизводство“общественных товаров”. Особенностью общественных благ являетсянеисключаемость из потребления, то есть они достаются всем потребителям(независимо от того, оплачены ими или нет) и часто потребляются коллективно.Классический пример общественного товара - маяк, который светит всем ипредостерегает корабли от коварной мели. Услуга маяка дает значительнуювыгоду, но выделять на него ресурсы рыночная система не станет. Другаякатегория общественных благ - то, что является необходимым для всегообщества, но не может оплачиваться отдельными людьми. Пример - школы, услугиздравоохранения. Чтобы общество могло получать эти необходимые блага, ихпроизводство должно обеспечить государство. Улицы и автомагистрали,библиотеки и музеи, медицинское обслуживание и общее образование - предмет непросто государственной заботы. Их создание, производство, финансирование -задача государства. Справедливость. Рынок обеспечивает формирование доходов населения нарынках товаров и экономических ресурсов. По законам рынка справедливы доходытех, кто преуспел в конкуренции. Рынок не считается с другими принципамисправедливости. В современном мире всякое государство берет на себя функциюперераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных,престарелых, безработных, гарантирует минимальный уровень доходов. Стабильность. Развитие экономики, основанной на рыночных принципах, носитциклический характер. Экономические спады, кризисы означают неполную занятостьресурсов, появление безработицы, в современных условиях дополняемой инфляцией.Государство берет на себя функцию поддержания макроэкономической стабильности,проводит антициклическую политику.Помимо этих глобальных проблем государство:· поддерживает некоторые сферы и сектора экономики, например, малый исредний бизнес, новые перспективные отрасли производства;· обеспечивает развитие фундаментальных научных исследований;· способствует решению региональных проблем.Таким образом, государственное регулирование дополняет, корректирует рыночныймеханизм. Следует подчеркнуть необходимость осуществлять государственноевмешательство лишь в допустимых пределах. Нельзя допускать при такомвмешательстве деформации рыночного механизма. В экономической теориисуществуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательствагосударства. Но все экономисты сходятся на том, что экономическимирегуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы.Нет идеальных регуляторов: каждый из них, давая положительный эффект в однойсфере, обнаруживает негативный эффект в другой.Выделяют два типа регуляторов экономики:1. административно-правовые: система законов и норм, а также мер поих реализации;2. экономические. К экономическим регуляторам относятся:· бюджетно-налоговые меры: систему налогообложения и государственныхрасходов;· денежно-кредитная политика;· валютная и таможенная политика;· функционирование государственного сектора и поставка товаров и услуг,произведенных государством, фирмам и населению;· государственные закупки и заказы;· реализация целевых программ, индикативное (рекомендательное) планирование.С учетом роли государства кругооборот продукта и дохода может бытьпредставлен в новом варианте. Заметим, что жирные линии обозначаютматериальные потоки, а тонкие - денежные. Кругооборот ресурсов, продукта и дохода и государственный сектор. Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения Вопросы:1. Теории стоимости и цены.2. Анализ рыночного спроса.3. Анализ рыночного предложения.4. Рыночное равновесие.5. Эластичность спроса по цене: понятие и типы. Факторы эластичности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: