Фирма как субъект рыночного хозяйства

Предпринимательство - особый вид экономической активности (целесообразнойдеятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана насамостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательскойидее.Основной единицей предпринимательской деятельности выступает фирма. Фирма - это:· производственно - технологический и имущественный комплекс,ориентированный на производство конкретного товара или услуги,· коллектив людей с особыми экономическими интересами в полученииприбыли и личного дохода.На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы; онипроизводят абсолютное большинство товаров и услуг, которые распределяются,обмениваются и доводятся фирмами и предпринимателями до потребителя.В собственности фирм находится основная часть национального богатства -средства производства, информационные и другие интеллектуальные ресурсыобщества.На принадлежащих фирмам предприятиях, научных центрах, лабораториях, конторахи агентствах работает подавляющая часть кадров ученых, инженеров,квалифицированных рабочих и служащих.Необходимо различать фирму и предприятие, их место в рыночныхотношениях, правомочность участия в имущественном обороте. Предприятие - это производственная единица, территориально итехнологически обособленная. Предприятие не является собственником имущества, последним предприятие может владеть лишь на основе договора аренды,лизинга или др. с фирмой. Предприятие входит в состав какой-либо фирмы (иногдафирма включает лишь одно предприятие). Не являясь собственником, предприятие неявляется и самостоятельным участником рыночного оборота, рыночных отношений, неможет выступать субъектом имущественного права. На рынке предприятие действуеткак представитель фирмы или иного собственника. Фирма – экономически и юридически самостоятельная предпринимательскаяединица (это - юридическое лицо). Фирма является субъектом рыночных отношений,бизнес - деятельности.Фирма самостоятельно:· выбирает партнеров по хозяйственным связям,· несет ответственность за результаты хозяйственной деятельности;· определяет ассортимент и объемы производства;· осуществляет ценовую политику,· ведет конкурентную борьбу, выбирая конкретные формы;· осуществляет распределение прибылей и доходов.В отличие от внутрифирменных связей между предприятиями, то естьвзаимоотношений в рамках общего капитала, рыночные отношения - это связимежду различными, “автономными” капиталами, то есть связи между фирмами.Существование фирм как организационных форм предпринимательства обусловленорациональным экономическим поведением.В работе “Природа фирмы” американский экономист, лауреат Нобелевской премии Р. Коуз обосновал причину появления фирм в экономике, строящейся наспециализации и обмене:Если бы издержки по рыночному обмену (трансакционные издержки, transactio -сделка(лат.) были равны нулю, то не было бы необходимости создавать фирмы,объединяющие ряд предприятий.Однако, рыночные издержки – ненулевые: · необходимо найти поставщиков ресурсов, провести переговоры,· заключить с ними договор на поставку,· потратить средства на перевозку и реализацию товаров потребителямпромежуточной продукции, созданной предприятием...Хотя на некоторых рынках, например, на товарных биржах, разработана техникасведения до минимума этих издержек, но они не устранены.Выявляя критерий оптимизации размеров фирмы, Коуз отмечает: “...фирма будетрасширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительнойтрансакции внутри фирмы не сравняются с издержками на осуществление той жетрансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию еечерез другую фирму”[20].Различают вертикально и горизонтально интегрированную фирму. Вертикальная интеграция предполагает объединение фирм на основеосуществления последовательных стадий технологического процесса производства иреализации товаров. Например, интеграция в агрофирмах обычно объединяет этапыпроизводства сельскохозяйственной продукции, ее переработку, транспортировку идоставку в торговую сеть, а иногда и реализацию потребителю. Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмойдругих (подобных ей по сферам приложения капитала или ассортименту выпускаемойпродукции) или их добровольное объединение на основе экономическойзаинтересованности. Обычно горизонтальная интеграция осуществляется в целяхповышения конкурентоспособности, устойчивости фирмы в конкурентной борьбе.Разновидностью горизонтальной интеграции выступает диверсификация (diversification - разнообразие, многообразие). Она представляет проникновениефирмы в последовательно технологически не связанные отрасли. Например, фирмаможет объединять производство лекарств, химудобрений, химволокон.Фирмы различаются между собой:· по ассортименту выпускаемой продукции,· по количеству входящих в них предприятий,· по сферам приложения капитала (производство, посредничество, торговля),· по масштабам (мелкий, средний и крупный бизнес),· по организационно-правовым формам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: