Понятие и юридические признаки сбора

В силу п. 1 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действии, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. В НК РФ понятие «сбор» имеет собирательное значение. Оно охватывает как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. В свете изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 8 НК РФ, к числу сборов относят государственную пошлину, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Данная легальная дефиниция является определенным нововведением в сфере налогового права. Ранее в российском законодательстве отсутствовало общее определение сбора.

Важным моментом является разграничение дефиниций «налог» и «сбор». Налог - это индивидуально безвозмездный и неэквивалентный платеж. Сбора и (или) пошлины имеют признаки, черты, отличающие их от налога. Сборы и пошлины отличаются от налогов по значению для бюджета; по цели; по обстоятельствам, в связи с которыми уплачиваются; по характеру обязанности плательщиков; по периодичности; по возмездности. Сбором в основном называют платежи за обладание специальным правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и т.п.). К пошлинам относятся средства, уплачиваемые за совершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению).

Вместе согласно ныне действующему законодательству нет оснований для исключения сборов любого вида из сферы действия налогового законодательства, тем более что термин «неналоговый сбор» в действующем праве не определен и в нормативных правовых актах последнего времени практически не используется. Обоснованность регулирования отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов единой отраслью налогового законодательства (законодательства о налогах и сборах) убедительно подтверждает уже сам по себе факт наличия в части первой НК РФ многочисленных принципов, норм и положений, в одинаковой степени применяемых как в отношении налогов, так и в отношении сборов.

Разграничить понятия «налог» и «сбор» помогают также признаки, присущие сборам, в их сопоставлении с рассмотренными ранее признаками налога.

1. Сбор - это установленное с согласия представительного органа властиобязательное взимание, осуществляемое в денежной форме, т.е. безвозмездное (илинеэквивалентное) отчуждение материальных благ, принадлежащих на законныхоснованиях частным лицам, в пользу публичных образований или уполномоченных имиорганизаций, осуществляемое на началах обязательности, не носящее характер санкции заправонарушение. Сбор, как и налог, должен быть установлен представительным органом власти. Однако налог означает введение в установленном порядке законно сформированным представительным органом постоянной и всеобщей меры ограничения конституционного права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ в пользу государства. Сбор обычно не имеет такого макроэкономического и общесоциального значения, как налог. Установление сбора выступает как определенная мера, ограничивающая свободу действий (деятельности лица). Так, неуплата государственной пошлины ограничивает действия лица по защите своих прав в судебном порядке.

Налог выступает как мера ограничения конституционного права собственности, и его уплата является закономерным результатом любой эффективной экономической деятельности. Общеобязательность сбора не столь всеохватывающая.

Кроме того, принцип установления сбора представительным органом власти не вполне тождествен идее обязательного согласия законно избранных представителей народа на налог. В случае со сбором судебная практика нередко допускает возможность делегирования полномочий представительного органа по определению некоторых усло­вий взимания сбора (элементов обложения) исполнительным органам власти. В тех случаях, когда отдельные элементы обложения по сбору (порядок исчисления сбора, порядок и сроки его уплаты, льготы) устанавливаются исполнительными органами, общественное согласие на сбор, взимаемый в соответствующем порядке, не выражается прямо через институты народного представительства, а лишь предполагается.

2. Сбор - это взимание, обусловленное совершением со стороны публичныхобразований или уполномоченных ими организаций в пользу плательщика определенноговстречного предоставления. Это предоставление может выражаться в определенных действиях активного характера, имеющих юридическое значение, в предоставлении плательщику особого права.

При этом сбором (а также государственной пошлиной) принято именовать денежную повинность, взимаемую в индивидуальном порядке в связи с услугой (действием) публично-правового характера. При внесении этих платежей всегда присутствует специальная цель (за что конкретно уплачивается сбор или пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа).

3. Сбор - взимание, основанное на принципах равенства и соразмерности. Отличительным признаком сбора является установление его размера исходя из сопоставимости предполагаемой заинтересованности (выгоды) плательщика, а иногда и тех расходов, которые несет государство при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение. Подчеркнем, в данном случае речь идет не о арифметическом соответствии размера сбора, например расходам его получателя (иначе появились бы основания трактовать сбор как цену государственных услуг), имеется в виду сопоставимость (соразмерность) размера сбора и выгод или защищаемых интересов пла­тельщика или объема государственных расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: