Подготовка вопросов семинарского занятия по предложенной теме требует введения четкого разграничения между техническим знанием и феноменом техники.
Что касается технического знания, то данный класс наук и его предметность постепенно завоевывает мышление в связи с присутствием и огромной ролью в бытии артефактов – искусственно произведенных продуктов деятельности человека. Это происходит лишь к середине XX в. Они (артефакты), порождая «вторую природу», создают совершенно особый тип реальности, постоянно поддерживаемый человеческой мыслью и деятельностью. Именно поэтому метафизическая идея прогресса является для технического знания априорной («допытной»), а деятельностный подход вводится в ранг наиважнейшего.
Целью развития технического знания является полезность и удобство. Самоцелью – поддержание созданной искусственной реальности, выстроенной на основе логоцентризма, повторяемости, поддержание через производство, информационности и пр. смыслах.
Предметом технического знания является исследование уже существующих артефактов, их среды обитания, схем и систем «пригнанности» друг к другу, оправдывающего и поддерживающего себя существования. В связи с этим в развитии технических наук особую роль играет прогностическая функция, определяющая через промысливание вероятных стратегий и проектов пути модификаций искусственной реальности, места и роли в ее существовании человека.
Вопросы коллоквиума (круг вопросов для итогового обсуждения или письменной контрольно-творческой работы):
1. Почему математика является языком науки?
2. Философия и естествознание: возможности взаимодействия.
3. Возможна ли гуманитаризация естественнонаучного знания?
4. Перспективы и направления развития технического знания.
5. Есть ли будущее у науки?