double arrow

Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона

Хронологически Новое время начинается с XVII в., когда вполне зримыми становятся черты нарождающегося буржуазного общества. Особенность капиталистического строя заключается в том, что его основой является деловая предприимчивость. Для успешного развития необходимы были новые знания. XVII век – это время становления и оформления многих наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, биология, математика и другие дисциплины превращаются в самостоятельные научные отрасли. Эпоха выдвигает новые задачи и обусловливает новые приоритеты философского поиска.

Главным вопросом философии Нового времени стал вопрос о том, как возможно надёжное, достоверное знание? На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. – эмпиризм и рационализм.Родоначальником эмпиризма был Фрэнсис Бэкон (1561–1626) который, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.

Ф. Бэкон родился в Лондоне. Он происходил из знатного рода, учился в Кембриджском университете, достиг высоких государственных чинов. В 1618 г. Бэкон занял высший административный пост, став лордом-канцлером Англии и получив титул барона Веруламского. Однако в 1621 г. он был привлечён к суду за взятки, осужден, лишён всех званий и должностей. Вскоре Бэкон был помилован королём, но на государственную службу не вернулся, а занялся научной деятельностью, поставив перед собой гигантскую задачу «великого восстановления наук». Принимаясь за это дело, Бэкон начал с наведения порядка в той области, в которой собирается работать – с классификации наук. Свою классификацию он осуществляет на психологической основе, в соответствии с основными свойствами души: памятью, воображением (фантазией) и разумом.

Соответственно выделяются три рода наук:

1) исторические науки, опирающиеся на память и дающие описание единичных фактов;

2) науки, опирающиеся на воображение, это прежде всего поэзия;

3) философские науки, опирающиеся на разум и дающие познание всеобщего в природе, человеке и Боге. Наука, познающая Бога, – теология – выходит за пределы собственно философии. Оставшееся подразделяется на философию природы и философию человека, подразделяющуюся на антропологию как учение об отдельном человеке, и политику как учение о человеческом обществе.

Ф. Бэкон известен как пропагандист науки, однако сам он учёным не был. Его заслуга состоит в том, что он с яростью и убедительностью возвестил о возможностях новой науки. «Знание – сила» – его лозунг. Наука должна служить могуществу человека. В ту пору ещё господствовала старая наука, которая решала все вопросы словесным путём, со ссылкой на авторитеты. Такую науку Бэкон считал пустой и бесполезной. Новая наука должна быть эмпирической и основываться на фактах.

Задача и цель человеческой науки заключается в открытии новых форм природы:

§ создать металлические сплавы для различных целей;

§ получить более прозрачное и небьющееся стекло;

§ найти способ хранения в течение всего года лимонов, апельсинов, других цитрусовых;

§ достигнуть более быстрого созревания зелёного горошка, клубники и черешни;

§ получение из железа в соединении с кремнем или каким-нибудь другим камнем металла, более лёгкого, чем железо, и не подверженного коррозии;

Бэкон предвидел широкое применение этого сплава (сталь). «Прежде всего, для кухонных приборов – вертелы, печи, сковороды и т.д. Во-вторых, для военных целей – артиллерийские орудия, заслонки, решетки, цепи и т.д.».

Научное исследование – это разумная деятельность. Разум должен контролировать сам себя. Ошибки разума Ф.Бэкон называл идолами. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.

«Идолы рода» – это ошибки разума, которые присущи многим людям и выражают нашу склонность приписывать вещам то, чего в них нет. Например, небесные тела должны двигаться по кругу, так как круговое движение совершенно. Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренить их невозможно.

«Идолы пещеры». Каждый человек смотрит на мир из своей пещеры, т.е. имеет свои специфические предрассудки. Идолы пещеры вытекают из прирождённых свойств индивида, его образования, воспитания и т.п.

«Идолы рынка» связаны с неточностью языка и некритичностью использования слов, ставящей перед людьми мнимые проблемы. В качестве примера идолов рынка Ф. Бэкон приводит понятия «судьба» и «перводвигатель», которых в реальности, с его точки зрения, нет.

«Идолы театра» представляют собой философские категории, которым приписывается самостоятельная реальность и которые выступают как значимые персонажи. Это слепая вера в авторитеты.

Очистив разум от идолов, следует выбрать метод познания. Ф.Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведёт к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания – путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных, подобно тому, как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мёд. Метод пчелы позволяет, по Ф.Бэкону, прийти к познанию природы вещей.

Каким же образом следует познавать вещи? Нужно начинать с выделения в вещи элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания – индукция (термин «индукция» означает наведение), т.е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Ф.Бэкону, – компас корабля науки.

Определяя индукцию как истинный метод, Ф.Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта, эксперимента. Истинность общих дедуктивных понятий, по Ф.Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Ф.Бэкона – анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе её познания.

Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. В отличие от сенсуализма, основанного на пассивном созерцании природы, эмпиризм провозглашает необходимость активности субъекта познания: природу надо не созерцать, а задавать ей вопросы, то есть ставить эксперименты с изучаемыми объектами, активно вмешиваться в природные процессы, вплоть до их разрушения, если это необходимо. Ф. Бэкон сравнивает природу со строптивой узницей Инквизиции, которую необходимо вогнать в «испанский сапог» (то есть пытать), чтобы она выдала свои тайны.

Влияние Ф.Бэкона на развитие науки велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: