Гносеологическое учение Иммануила Канта

Основоположником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724-1804). Биография Канта очень проста и бедна внешними событиями. Вся его жизнь прошла в одном городе – Кёнигсберге (ныне г. Калининград), а научная деятельность – в Кёнигсбергском университете, где он прошёл путь от студента до ректора. Первые научные работы Канта относятся к 1746 году, последние были написаны незадолго до смерти. Весь этот почти 60-летний творческий путь биографы Канта делят на два периода: до и после 1770 года. Первый из них принято называть «докритическим», второй – «критическим».

В «докритический» период Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. В естествознании Кант считал себя продолжателем идей и трудов Ньютона, разделяя его концепцию пространства и времени как объективно существующих, но «пустых» вместилищ материи. Размышляя над проблемами происхождения Земли и Солнечной системы. Кант выдвинул гипотезу, согласно которой наша и другие планеты – это осколки Солнца, постепенно остывшие. Хотя эта гипотеза в настоящее время учёными не разделяется, в методологическом отношении она была большим шагом вперёд по сравнению со старыми метафизическими представлениями о неизменности природы.

Разделительной чертой между творческими периодами является 1770 год, потому что именно в этом году 46-летним Кантом была написана профессорская диссертация: «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров», в которой её автор принципиально пересмотрел свои позиции по ряду фундаментальных вопросов, и прежде всего по вопросу о природе пространства и времени. Теперь пространство и время им рассматриваются и понимаются совершенно иначе, чем раньше, когда немецкий философ стоял на позициях метафизического материализма Ньютона. С позиций материализма Кант переходит на позиции субъективного идеализма. Пространство и время теперь трактуются Кантом не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т.е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания. Это положение (особенно касающееся времени) Кант считал важнейшим во всей своей философии. Он даже говорил так: кто опровергнет это моё положение, тот опровергнет всю мою философию.

Кант взялся решить главную задачу философского синтеза, связанную с преодолением абстрактной противоположности эмпиризма и рационализма.

Свои главные работы, в которых изложено это учение, философ назвал так: «Критика чистого разума» (1781г.), «Критика практического разума» (1788г.), «Критика способности суждения» (1789г.). Что же здесь имеется в виду под словом «критика»? До сих пор, поясняет Кант свою мысль, философы исследовали мир (с помощью разума), но не исследовали сам разум, т.е. не исследовали сам инструмент, само орудие познания. Поэтому всю прежнюю философию Кант называет догматической, слепо верящей в способности разума, хотя эти способности (границы разума) никто не проверял. «Критика» – и есть такая проверка. Все три упомянутых кантовских произведения (их иногда так и называют: «Три критики») объединены общей целью, общим замыслом; исследовать три «способности души» – способность познания, способность желания (волю, моральное сознание) и способность к чувству удовольствия (эстетическую способность человека), установить взаимосвязь между ними.

Суждения, составляющие наше знание, могут, по Канту, быть аналитическими, разъясняющими то, что уже заложено в исходных понятиях, новых знаний они не прибавляют и синтетическими, обеспечивающими расширение знания. Аналитические суждения подчиняются единственному правилу: они должны быть непротиворечивыми. Например, суждение «Все тела протяжённы» – аналитично, так как понятие тела уже включает в себя признак протяжённости. Или суждение «Шар круглый» тоже аналитическое, так как шар не может быть некруглым. Эмпирические заключения являются синтетическими, поскольку они доставляют новое фактическое знание. Синтетическими являются и все математические суждения. Так, суждение «Вчера шёл дождь» синтетично, так как понятие вчерашнего дня не связано с дождливой погодой.

Является ли философия наукой? По Канту – нет, так как в ней постоянно ведутся споры. Необходимо выяснить, есть ли в философии априорные суждения. Философия имеет дело с понятиями, которые в силу своей общности не могут быть заимствованы из опыта, т.е. имеют априорный характер. Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое изэтих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без неё. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надёжно, обладает качествами все­общности и необходимости.

Теория познания – исходная часть философии И. Канта. Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум. Исходная посылка, на первый взгляд, формулируется материалистически: признаётся существование внешнего предметного мира (так называемых «вещей в себе», воздействующих на наши органы чувств и порождающих наглядные представления). «Вещь в себе» – одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. «Вещь в себе» – это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Первая форма связывания этих ощущений это пространство. Вместе с тем предметы изменяются, значит, вторая форма связывания наших ощущений – это время. Таким образом, любой объект чувственного опыта дан нам в формах пространства и времени, других всеобщих форм чувственного опыта мы не знаем. Содержание данных форм не зависит от нашего опыта, следовательно, они являются априорными. Целостная картина окружающего мира, возникающая вразуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. Каждый вид живых существ по-своему воспринимает окружающий мир. Мы знаем только то, что выделено нашими формами познания. «Вещи в себе» мы познать не можем.

Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся. Рассудок – это вторая ступень познания. Будучи прекрасным знатоком современной ему логики, Кант выделяет двенадцать общих форм суждений, которые подразделяет на четыре группы: суждения количества (общие, частные, единичные), суждения качества (утвердительные, отрицательные, ограничительные). Например, вода – это жидкость; вода – не золото; успевающими являются все студенты, которые не имеют двоек. Суждения отношения (категорические, гипотетические, разделительные). Суждения модальности (проблематические, ассерторические, необходимости). По Канту этот список суждений является полным. Субъект должен, прежде всего, зафиксировать полученные восприятия; затем, в случае надобности, он должен уметь воспроизвести в своём уме прошлые восприятия и соединить их с новыми; наконец, он должен уметь узнавать воспроизводимые восприятия (представления). Для этого нужно, чтобы субъект познания оставался одним и тем же в процессе познавательной деятельности, т.е. сохранял априорное тождество с самим собой. Кант называет это условие возможности человеческого опыта трансцендентальным единством апперцепции, или доопытным единством самосознания.

Разум – это третья, высшая ступень познавательного процесса. Разум – это тот же рассудок, но стремящийся выйти за рамки опыта. Разум уже не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно – через рассудок. Разум стремится постичь мир сам по себе, он может опереться только на самого себя. Перед чистым разумом, по Канту возникают три проблемы: 1) психологическая, 2) космологическая, 3) теологическая.

Психологическая проблема (что есть наша душа?). Обычно мы считаем, что душа есть самостоятельная субстанция, она невещественная, т.е. не имеет пространственных форм. Душа неделимая, бессмертная. Кант считает эти выводы полученными посредством паралогизма – логической ошибки, когда один и тот же термин используется в разных смыслах. Наша душа не является предметом опыта. А раз так, тогда мы не вправе применять к душе категории рассудка. Вывод: о душе мы не можем высказать определённое суждение.

Космологическая проблема может быть расчленена на четыре части. Категориям количества относится вопрос о том, является ли мир конечным или бесконечным в пространстве и во времени? Категориям качества соответствует вопрос о существовании в мире абсолютно неделимых частей или же о делимости всего в мире до бесконечности. Категории отношения порождают вопрос о том, существует ли в мире свободная причинность, или же никакой свободы в мире нет, и всё в нём совершается по законам природы. С категориями модальности связан вопрос о том, существует ли в мире безусловная сущность – Бог или же её нет. Каждый из этих вопросов может иметь два варианта ответа. Первый вариант – утвердительный (тезис), второй вариант – отрицательный (антитезис). Тезис и антитезис имеют равную степень убедительности, в логическом отношении они равноправны. Но это плохо. Такую ситуацию И. Кант называет антиномической (противоречивые выводы). Выйдя за пределы опыта, наш разум теряет опору, у него нет критерия выбора ответа. Данных неразрешимых противоречий Кантом было обнаружено четыре.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен.
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элемен­ты. В мире нет ничего простого.
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Свободы не существует. Всё в мире совершается в силу строгой причин­ности по законам природы.
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего. Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.

Вместе с тем, Кант подчёркивает, что тезис и антитезис не вполне равнозначны. На стороне тезиса стоит догматизм, на стороне же антитезиса этого свойства нет. Антитезисы больше соответствуют эмпиризму, установкам научного познания.

Третья проблема чистого разума – теологическая – состоит в утверждении существования Бога как безусловной первосущности. Вопрос о Боге должен решаться путём рассуждения. Все известные доказательства бытия Бога Кант свёл к трём основным. Онтологическое доказательство исходит из того, что раз есть понятие Бога как абсолютного совершенства, то он есть. Космологическое доказательство разворачивается от констатации сущности из частного. Раз есть движение в мире, то обязательно должен быть и перводвигатель. Физико-теологическое доказательство выводит существование Бога из упорядоченности, красоты и совершенства мироздания. Два последних доказательства, по сути, укоренены в первом. Кант утверждает, что онтологическое доказательство бытия Бога неправильно, так как из существования понятия вытекает лишь возможность существования Бога. Бытие Бога не может быть доказано, но и небытие тоже! Наш разум не может дать достоверного знания о чём-нибудь, выходя за рамки опыта. Кант призывает нас к сдержанности.

Учение И. Канта о морали. По Канту человек как мыслящее существо принадлежит к двум мирам – миру природы и миру свободы. Как природное существо, человек подчинён её законам и в этом случае у него нет никакой свободы. Вместе с тем, человек мыслящее существо и в этом отношении он свободен в выборе своего поступка. Человек является вещью в себе.Наряду с «чистым разумом» – сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «прак­тический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своём другом ключевом произведении – «Критика практического разума». Главные вопросы «Критики практического разума»: Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека? В отличие от теоретического разума, который имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит характер императивности. Понятие императивности означает всеобщность и обязательность требований морали.

Свой категорический императив Кант формулирует в следующей форме:

· «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;

· «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Кант отклоняет религиозную мораль: мораль, считает он, не должна зависеть от религии. Напротив, религия должна определяться требованиями морали. Человек, другими словами, не потому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это вытекает как следствие из его нравственности.

Философия И.Канта подвела итог начальному развитию философии эпохи Нового времени. Кант преодолел противоположность материализма и идеализма. Элемент материализма – это допущение существования «вещей в себе». Элемент идеализма – наличие у человека собственных форм познавательной деятельности. Кант показал неразрывную связь чувственных и рациональных сторон познания. Мы вообще не можем взглянуть на мир как бы со стороны, абстрагируясь от нашего вмешательства в дела мира, от нашей вовлечённости в мировое бытие. Познание мира основывается на нашей причастности к нему и поэтому всегда частично.

В целом философию И. Канта можно признать величайшим достижением теоретической мировоззренческой мысли Нового времени.

2. Объективный идеализм Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики. Родился в Штутгарте. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику. С годами интерес к греческому миру у него будет возрастать, и это прямо отразится на теоретических обобщениях. В 1788 г. Гегель поступил в Тюбингенский университет, где сначала два года изучали философию, а три следующих – теологию. Некоторое время был домашним учителем, затем в 1808–1816гг. – директором престижной гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. Гегель был приглашён в Гейдельбергский университет, а в 1818г. – в Берлинский, где он работал профессором (а некоторое время и ректором) до конца жизни.

Философскую позицию Гегеля можно охарактеризовать как абсолютный идеализм. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождест­вление бытия и мышления. Мышление по Гегелю – это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление, утверждает Гегель, «отчуждает» своё бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление как субстанциальная сущность находится не вне мира, а в нём самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всём многообразии явлений действительности. Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее). Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно. Содержание мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это – обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают своё собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления – абсолютной идеи, т. е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: всё действительное разумно, всё разумное действительно.

Таким образом, Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи. Абсолютная идея - это:

единственно существующая подлинная реальность;

• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­лённого, отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы; человека. А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – отчуждение – окружаю­щий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе. Человекв онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа.Через человека Мировой дух:

• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

• целенаправленно и закономерно движется – действия, по­ступки человека, ход истории;

• познает себя через познавательную деятельность человека;

• творит – в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

Итак, исходный пункт гегелевской философской системы – идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством Бога и тем самым самого себя.

Философская система Гегеля состоит из трёх частей:

  • логики;
  • философии природы;
  • философии духа.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: