Классический позитивизм

На Западе, еще до возникновения марксистской философии, в XIХ в. появился позитивизм. Его основоположником стал французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857). Его важнейшие произведения: «Курс позитивной философии» (6 томов, 1830–1842), «Дух позитивной философии» (1844), «Система позитивной политики» (1852–1854).

Конт выступил с претензией на инициацию нового типа мировоззрения в чело-веческой истории. Он предложил следующую периодизацию: 1) теологический пери-од (культы, верования, мифы, религия); 2) метафизический период (философия, умо-зрение); 3) позитивистский период. Возникновение позитивизма явилось результатом неудовлетворенности умозрением, абстрактностью предыдущей философии (в осо-бенности гегелевской).

Сам Конт объяснял, что он понимает под термином «позитивное»: это – реаль-ное, фактически наличное, практически полезное, достоверное, определенно утвер-ждаемое, точное, конструктивное, организующее. Позитивизм – это антифилософская философия, т.к. выступает против любой философской системы, кроме своей собствен-ной. Это учение агностическое, т.к. отбрасывает попытки найти сущность вещей и во-прос «почему?» заменяет вопросом «как?», т.е. предлагает заниматься описанием на-личного бытия, отказывается от нахождения каких-либо закономерностей и тенденций развития вещей в будущем. В то же время Конт понимает практическую значимость познавательных процессов. Известна его формула: «Знать, чтобы предвидеть, и пред-видеть, чтобы мочь».

Конт дал свою классификацию наук. Первая позитивная наука, по его мнению, - это астрономия (наиболее общая, простая, самостоятельная), далее идут математика с механикой, науки о неорганических телах, науки об органических телах, включающие «социальную физику» или социологию (последнее понятие ввел в научный оборот именно Конт). Он доказывал, что между всеми видами знаний существует глубокая внутренняя связь. В этике Конт выступает с идеями утилитаризма («Ничего лишнего, и все нам полезное!»), смешанными с альтруизмом («Жить для других!»). Семью он считал пер-воначальным элементом человеческого общества. Был сторонником частной собствен-ности; его социальный идеал – гармония отношений между капиталистами и рабочими.

Вторым крупным представителем раннего («первого») позитивизма был Джон Стюарт Милль (1806–1873), английский мыслитель, логик, экономист. Его сочинения: «Обзор философии Уильяма Гамильтона», «Огюст Конт и позитивизм», «Система ло-гики» (2 тома), «О свободе», «Утилитарианизм».

Милль продолжил усилия Конта в деле создания философии науки. Его фило-софские взгляды субъективно-идеалистические и агностические. Под материей он по-нимает постоянную возможность ощущений, а под сознанием – постоянную возмож-ность переживаний. В теории познания он стоит на позиции всеиндуктивизма: все зна-ния приобретаются из единичного опыта и восходят к обобщениям, а поскольку такие обобщения носят гипотетический характер, то достоверных знаний получить невоз-можно. Заслуги Милля в разработке индуктивной логики так велики, что и современ-ные методы научной индукции принято именовать «бэконо-миллевскими законами ин-дуктивной логики» (т.е. Милль в XIХ в продолжил и в некотором смысле завершил разработку методов индукции, предпринятую его соотечественником Ф.Бэконом еще в XVII веке).

В этике Милль вслед за Бентамом разрабатывал концепцию утилитаризма (именно Милль ввел в употребление этот термин), согласно которой морально то, что приносит пользу. В то же время Милль критиковал крайности утилитаризма Бэнтама, создавая своеобразное сочетание утилитаризма, эгоизма, альтруизма и эвдемонизма. Высшей целью он объявлял содействие «счастью человечества», «наибольшую сумму общего счастья».

В социально-политической сфере теоретической деятельности Милль проявил себя как певец почти не ограниченной свободы: человек может поступать, как хочет, если его деятельность не наносит вреда другим людям; в интеллектуальной же дея-тельности человек абсолютно свободен.

Позитивистскую традицию в Англии продолжил Герберт Спенсер (1820–1903), автор множества книг, названия которых свидетельствуют о претензиях их автора на установление основ знания. Так, им написаны «Основные начала», «Основания биоло-гии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики» (все они входят в десятитомное издание «Системы синтетической философии», 1862–1896). Фи-лософию Спенсер рассматривал в характерном для позитивизма духе, как обобщенную науку (т.е. философия, по Спенсеру, отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания).

Мир делится на Познаваемое и Непознаваемое. Последнее – «первоначальная причина» всего, и в этом, по Спенсеру, сходятся и наука, и религия. В теории познания философ пытался соединить эмпиризм с априоризмом. Критерием истины он считал невозможность «мыслить иначе». Специфическая особенность позитивизма Спенсера – его учение о всеобщей эволю-ции, которую он определил как «интеграцию материи, сопровождаемую рассеянием движе-ния, переводящую материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную, связанную разнородность, и производящую параллельно тому преобразование сохраняемого материей движения». Основное направление эволюции, по Спенсеру, – к равновесию. Спен-сер вошел в историю науки как один из разработчиков теории равновесия.

В биологии Спенсер акцентировал свое внимание на приспособительные реак-ции организмов во взаимодействии с внешней средой в целях сохранения существова-ния. Сущность психического, по Спенсеру, – в развившихся формах реакции в ходе биологической эволюции. Психологические воззрения Спенсера явились одним из ис-точников психофизического параллелизма и бихевиоризма.

В социологии Спенсер явился основоположником органической школы (струк-туру общества уподоблял органам человеческого тела с их специфическими функция-ми), широко пользовался понятием «power» (англ. «сила» и «власть»), отмечал, что главный закон общественного развития – это выживание наиболее приспособленных, а идеалом общества считал «дифференцированное», т.е. разделенное на классы и слои общество при условии гармонизации их функций.

Этические воззрения Спенсера представляют собой смесь утилитаризма и гедо-низма (польза им рассматривается как источник наслаждения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: