Русский «религиозный идеализм»

В 70-е гг. XIХ века в качестве крупнейшего русского религиозного философа выступил Владимир Соловьев (1853–1900), хотя и он философские занятия сочетал с поэтической и публицистической деятельностью. Важнейшие сочинения Соловьева: «Критика отвлеченных начал» (докторская диссертация), «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Россия и Вселенская цер-ковь», «Жизненная драма Платона», «Смысл любви» и др. церквей (предшественник экуменизма!), боролся за свободу совести, против нацио-нально-религиозной дискриминации. Широко известен его интерес к индуизму, плато-низму, иудаизму, католицизму.

Философскими источниками религиозной антропологии Соловьева оказались уче-ния Платона и Канта. Ему свойственны эсхатологизм и трагичность иудейско-христианской традиции. Но все же он пытается построить оптимистическую концеп-цию спасения человека и совокупного человечества путем их слияния с Абсолютом (идея «положительного всеединства»). В гносеологии Соловьев создает теорию «цель-ного знания», в которой снимается отвлеченность опытной науки, философии, теологии и дается синтез «типов философии» - эмпиризма, рационализма и мистицизма.

В целом его философия – разновидность объективного идеализма религиозного толка. Она не лишена и мистицизма: учение о душе мира представляет собой наиболее темное место в соловьевской конструкции вселенского процесса. Иногда он отождеств-ляет ее с Софией (олицетворение разума, красоты, женственности; по свидетельству философа, София трижды являлась ему в сновидениях), иногда это земля; иногда сво-бодная воля личности и т.п.

В своих социально-политических воззрениях Соловьев тяготел к проповеди уто-пии всемирного государства, в котором светская власть принадлежала бы православ-ному русскому царю, а духовная – главе католичества, римскому папе.

В этике философ ратует за торжество добра в борьбе с мировым злом (убийства, в том числе смертная казнь, национально-религиозный гнет, племенная вражда и т.п.). Соловьев стремился разрешить проблему смысла жизни, проблему свободы и необхо-димости в истории. В этом смысле он оказался философским предтечей этики религи-озного экзистенциализма.

Философ оказался противоречивым и как религиозный мыслитель и человек. Так, известны его колебания между православием и католицизмом. Ему импонировали религиозно-этические воззрения, сформировавшиеся в Древней Индии и Древней Гре-ции, незадолго до своей смерти он объявил себя евреем, принимал причастие от като-лического священника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: