Д. Истон развивая свою концепцию политической системы, оставил открытым вопрос о её внутренней структуре. Метафорически представляя систему в качестве «чёрного ящика», учёный сознательно игнорировал в своём функциональном анализе проблему её анатомии.
В отличие от Д. Истона другие исследователи политической системы занимались изучением её структурной составляющей. Так, например Г. Алмонд размещал внутри политической системы «шесть типов политических структур - политические партии, группы интересов, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, чиновничество и суды». Кроме этого, в отличие от Д. Истона применявшего понятии «политическая система» в качестве альтернативы «государству», Г. Алмонд рассматривал последнее как «часть политической системы, обеспечивающая выработку политического курса».
В современной российской политологии широко распространённой является точка зрения Ф. М. Бурлацкого, согласно которой в структуре политической системы выделяют:
|
|
· политические институты (государство, политические партии, группы давления, СМИ и т.д.);
· политические нормы (законы, указы, политические традиции и обычаи и т. д.);
· политическое сознание (состоит из двух элементов: политической идеологии и политической психологии);
· политические отношения (совокупность взаимодействий как между отдельными элементами политической системы, так и между самой политической системой и гражданским обществом).
Политическая система выполняет ряд функций. Под функцией в системном анализе политики понимается любое действие системы направленное на поддержание её в устойчивом состоянии и обеспечение её жизнеспособности.
Одной из общепризнанных в политологии классификацией функций политической системы является классификация Г. Алмонда и Дж. Пауэлла. они выделили по значимости те функции, которые удовлетворяют определенную потребность системы, а все вместе обеспечивают «сохранение системы через её изменение». Они выделяли:
· функцию политической социализации (т. е. действия системы по приобщению индивида к политическим ценностям, нормам, традициям, стандартам политического поведения, принятым в обществе. Проявляется, например, в осуществлении государством патриотического воспитания граждан);
· функцию реагирования (ответные действия системы на импульсы идущие извне или изнутри её. Осуществляется, к примеру, в форме проведения внеочередных заседаний законодательных учреждений, посвящённых каким-либо внутренним или внешним проблемам);
· функцию адаптации («приспособление» системы к изменению внешних условий. Проявляется через политическое рекрутирование т.е. подбор и подготовку субъектов власти);
|
|
· экстракционную функцию (действия системы по изъятию необходимых системе ресурсов. Осуществляется в виде сбора налогов, организации призыва на военную службу, проведения избирательных кампаний и т.д.);
· дистрибутивную функцию (действия системы по распределению изъятых ресурсов. Выполняется за счёт выплаты пенсий, назначения пособий, предоставление субсидий и т.д.);
· регулирующую функцию (осуществление системой управления обществом. Она реализуется путём введения норм и правил, на основе которых осуществляется социальное взаимодействие, а также за счёт контроля за их соблюдением).