Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Стандарты ИСО рекомендуют к любому виду деятельности применять цикл Шухарта-Деминга РДСА. Каждое действие должно идти в определенном порядке:

- (plan) - планируй действие и продукт, учитывая требования рынка, возможности предприятия;

- делай (do), осуществляй процесс (то, что запланировано);

- контролируй (check) действия и продукт;

 
 

- действуй (action) в соответствии с обстоятельствами, корректируй ситуацию.

Сущность процессного подхода состоит в том, что вся деятельность разбивается на отдельные процессы. ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 рассматривает процесс как «деятельность по преобразованию входа в выход с использованием ресурсов». Фактически, при разработке СМК выделяется каждый процесс и дается его описание. Схема процессного подхода выглядит следующим образом:

ВХОД ПРОЦЕССА à ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ à ВЫХОД

Например:

ЗАГОТОВКА ДЕТАЛИ à ОБРАБОТКА à ГОТОВАЯ ДЕТАЛЬ

ДЕТАЛЬ à СБОРКА à СТАНОК

Такой подход позволяет упорядочить в целом деятельность предприятия, исключить ненужные процессы, составить алгоритм работы. Это позволяет программировать всю работу и анализировать ее очень четко по отдельным процессам. Таким подходом вся деятельность визуализируется, становится наглядной.

Например:

ЗАГОТОВКА (ВХОД) à ОБТАЧИВАНИЕ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) à ДЕТАЛЬ (ВЫХОД)

Выход предыдущего процесса служит входом для последующего процесса (готовая деталь идет в сборочный цех). Таким образом, процессы связаны в систему процессов.

Процессный подход при разработке СМК определяется для разного уровня деятельности
- для рабочих – исполнителей; - для отдельных участков – сборки, токарного и др.; - для цехов; - в целом для предприятия.

Последовательность работы по процессному подходу при разработке СМК выглядит следующим образом:

1. Выявление необходимых процессов. Их вид, число, содержание зависят от многих факторов, характеризующих предприятие. Количество может быть от 10 до 30, в зависимости от желания разработчиков, тщательности их работы, особенностей предприятия.

2. Определение последовательности процессов, какой за каким процессом следует. Это позволяет увидеть лишние, ненужные процессы, в том числе повторяющиеся.

3. Выявление ключевых критических точек процессов, где нужен особый контроль и нормирование процессов. При этом анализируют работу и возможности оборудования, риск появления несоответствий. Этот этап особенно актуален в системе ХАССП.

4. Определение владельца процесса, ответственного за него. Обычно это субъект управления, руководящее лицо. Здесь выявляются лица, с которых можно спросить за результативность и эффективность процесса.

Владелец процесса – специально назначенное должностное лицо, имеющее соответствующие полномочия и несущий ответственность за организацию, результаты и постоянное улучшение процесса.

Его задачами являются:

ЗАДАЧИ ВЛАДЕЛЬЦА ПРОЦЕССА
- разработка плана процесса; - управление интерфейсом (способом «общения») участников процесса; - содействие обучению и коммуникации людей; - материально-техническое обеспечение инфраструктуры процесса; - установление взаимоотношений с потребителями процесса; - мониторинг процесса и устранение проблем; - управление улучшением показателей процесса; - информирование руководства и заинтересованных сторон о состоянии и проблемах процесса; - признание и мотивация персонала; - бюджетирование процесса финансами

Личные качества владельца процесса должны быть:

-креативность, умение видеть перспективу; - умение убедить исполнителей в необходимости выполнения функций; - авторитет руководителя; - умение создавать коллектив исполнителей

Но для осуществления своих обязанностей владелец процесса должен иметь определенные, четко зафиксированные права:

- иметь возможности реализовывать финансовые операции; - участвовать в заседаниях руководства организации; - принимать самостоятельные решения; - определять и доказывать необходимость процесса.

5. Для каждого процесса определяется, что является входом и выходом процесса. Они должны быть взаимоувязаны в целом по всем процессам: выход предыдущего процесса служит входом для последующего.

6. Определение показателей, характеризующих процесс. Этими показателями могут быть – объем производства, точность обработки, производительность труда, время поиска документации и многое другое.

7. Для каждого процесса определяется эффективность процесса – это разница между полученным эффектом и затраченными средствами. Кроме того, определяется результативность процесса как разница между запланированными показателями и достигнутыми фактически. Она может определяться в процентах. Но не следует думать, что все процессы приносят эффект. Предприятие вынуждено иметь и неэффективные процессы. В частности, процессы перемещения продукции, частого контроля, хранения не являются результативными. Об эффективности и результативности процесса можно судить по следующим показателям, сравнивая достигнутые результаты, запланированные показатели и истраченные ресурсы:

1. Удовлетворенность потребителей (рост); 2. Удовлетворенность персонала (рост); 3. Общие затраты на процесс (снижение); 4. Реализация продукции в срок (рост); 5. Уровень несоответствий по процессу (снижение); 6. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (снижение); 7. Уровень несоответствий по продукции (снижение); 8. Численность персонала (сокращение/рост); 9. Доля продукции на рынке (рост); 10. Внедрение прогрессивной технологии (рост) и др.

8. Определение необходимой документации для данного процесса – чертежи, формы документов, стандарты предприятия, инструкции, методики и др.

Документальное описание процесса состоит из следующих типовых разделов:

1. Назначение процесса, его цель; 2. Область применения, подразделение; 3. Термины и сокращения; 4. Ответственность и полномочия участников процесса; 5. Описание процесса (текст, блок-схема, таблица-матрица и др.); 6. Обеспечение ресурсами; 7. Рассылка, распространение и конфиденциальность документа; 8. Порядок и сроки внесения изменений; 9. Указания и примечания; 10. Приложения

9. Определяются предупреждающие и корректирующие действия для процесса. Для этой работы разработчики должны ответить на 5 вопросов (так называемые 5 W):

- что производить (What);

- где (Where);

- зачем, почему (Why);

-когда (When);

-кто (Who);

- каким образом (How).

Предполагаемые действия при разработке принципа №4:

При формулировании политики и стратегии – рассмотрение при разработке процессов их этапов, действий, потоков, методов контроля, потребностей в технологии и оборудовании, информации и др. При установлении показателей –понимание возможностей процессов порождает амбициозные цели и показатели (максимально возможные); При оперативном управлении- возможно своевременное предупреждение и корректировка ошибок, получение предсказуемого выхода; При менеджменте людскими ресурсами –обучение, тренировка персонала, согласование этих процессов спотребностями организации

Возможные преимущества при реализации принципа:

Определение именно того процесса, с помощью которого достигается результат. Определение и измерение входов и выходов каждого процесса. Выявление интерфейса (способа общения) процесса с функциональными подразделениями организации. Оценивание возможных рисков, их последствий и вкладов в процессы. Установление четкой ответственности, полномочий и учета для управления процессом. Выявление внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных лиц. Возможность алгоритмизировать и перевести в компьютерное обеспечение процессов. Правильно разработанные процессы приведут к более предсказуемым результатам, лучшему использованию ресурсов, более коротким временным циклам и меньшим затратам.

В организации, четко определившей процессы деятельности и их реализацию, в итоге управление результатами процесса более обеспечено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: