Правовое положение российских участников внешнеэкономической деятельности

Во внешнеэкономических отношениях с иностранными организациями и фирмами основными субъектами в области внешнеэкономической дея­тельности (1986— 1989 гг.) с советской стороны были в основном внеш­неторговые объединения системы Министерства внешней торговли (МВТ) и Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС), то есть узкий круг специализированных внешнеторговых организаций.

Для преодоления разобщенности промышленности и внешней торгов­ли, изменения структуры экспорта, повышения заинтересованности про­изводственных предприятий, объединений и других организаций во внеш­неэкономической деятельности, осуществления более рационального и эффективного импорта по-новому был решен вопрос о хозяйственных ор-



 

Глава 5. Правовое положение юридических лиц

ганизациях, имеющих право непосредственного осуществления экспорт но-импортных операций.

Число юридических лиц, управомоченных совершать внешнеэкономи| ческие сделки, резко возросло, поскольку право самостоятельного выход на внешний рынок предоставлялось любому предприятию и объединении производящему продукцию (работу, услуги), или производственному ко! оперативу. Подавляющая часть указанных субъектов — это научно-про| изводственные, производственные предприятия и объединения и други! организации промышленности. Иными словами, в рамках совершенство! вания внешнеэкономической деятельности в нашей стране право выход на внешний рынок, то есть прежде всего право экспортировать и импор! тировать товары, услуги и результаты творческой деятельности, получи,] широкий круг предприятий.

Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают BcJ российские лица, за исключением особых случаев, предусмотренных зако| нодательством.

Согласно действующему в России законодательству (ст. 17 Закона о госу| дарственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995 г.), може быть установлена государственная монополия на экспорт (или) импорт от! дельных товаров. Деятельность по экспорту или импорту таких товаров осу! ществляется на основе лицензирования^ Лицензии на осуществление такой деятельности выдаются только государственным унитарным предприятиям! Правовое положение таких участников в экономической деятельности об! ладает определенной спецификой. Имущество такого предприятия нахо! дится в государственной собственности и принадлежит предприятию щ праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

По обязательствам унитарного предприятия, основанного на праЕ оперативного управления (федерального казенного предприятия), РФ Kail государство будет нести субсидиарную ответственность при недостаточ] ности имущества такого казенного предприятия. Хотя заниматься внешней торговлей могут все юридические лица, определенные операции в области внешнеэкономической деятельности продолжают осуществлять крупные государственные предприятия — внешнеторговые объединения, принад! лежащие государству. Поэтому вопрос о правовом положении этих объ-[ единений представляет интерес не только с исторической точки зрения.

Внешнеэкономические объединения заключают сделки в РФ и за гра-1 ницей. Каждое объединение имеет свой устав. То, что объединение нахо] дится в административном подчинении органа государственного управле] ния, не означает, что оно может отождествляться с государством как та] ковым либо с министерством как органом государственного управления] Объединение всегда выступает в обороте как самостоятельный субъек права. Самостоятельность понимается именно в гражданско-правовом от] ношении. Объединение заключает сделку не от имени государства, но для


§ 4. Правовое положение российских участников внешнеэкономич. деятельности 141

объединения обязательны акты государства, в частности о запрете экспор­та или импорта.

В решении Внешнеторговой арбитражной комиссии по иску израильской фирмы «Джордан инвестмент лтд.» против В/О «Союзнефтеэкспорт» от 19 июня 1958 г. было признано, что запрещение со стороны Министерства внешней торговли СССР исполнения договора и отказ в выдаче лицензии на вывоз нефти из СССР, будучи обязательными для В/О «Союзнефтеэкспорт», являются обстоятельствами форс-мажора, освобождающими его от ответственности. Истец в данном деле, в частнос­ти, утверждал, что эти действия не могут рассматриваться в качестве форс-мажора для ответчика, поскольку ответчик и Министерство внешней торговли являются ор­ганами одного и того же государства. В решении ВТАК признана самостоятельная правосубъектность объединения и отмечено, что объединение не является органом государственной власти. Поэтому попытка фирмы отождествить объединение с ми­нистерством лишена основания.

В этой связи нельзя согласиться с утверждениями, часто высказывае­мыми на Западе, что государственное юридическое лицо частного права (применительно к СССР и РФ — советского и российского гражданского права) идентично стоящему за ним государству.

В уставе объединения закреплено общее положение гражданского права о раздельной ответственности юридических лиц: каждое юридичес­кое лицо пользуется имущественной самостоятельностью и несет обособ­ленную ответственность. Государство, его органы и организации не отве­чают по обязательствам объединения, а объединение не отвечает по обя­зательствам государства, его органов и организаций. Таким образом, принцип раздельной ответственности юридических лиц установлен внут­ренним правом и уставом объединения.

Применительно к внешнеэкономическим объединениям, являющимся го­сударственными унитарными предприятиями, приведем положения Устава В/О «Технопромэкспорт» 1997 года. Это объединение является юридическим лицом, основанным на праве хозяйственного ведения в соответствии с поло­жениями ГК РФ. Оно не отвечает по обязательствам государства, а «госу­дарство не отвечает по обязательствам объединения, за исключением слу­чаев, предусмотренных Гражданским кодексом и другим законодательст­вом Российской Федерации, а также настоящим Уставом» (ст. 2.1).

Как уже отмечалось выше, такое исключение было предусмотрено ГК РФ в отношении федеральных казенных предприятий.

Поскольку при решении вопроса об ответственности юридического лица действует его личный закон, а им является закон России, во всех слу­чаях ответственность объединения может наступать лишь в соответствии с этим принципом российского права. Правомочия объединения формули­руются в уставе. Вне зависимости от рода деятельности объединения оно имеет право заключать договоры, совершать сделки как в РФ, так и за гра­ницей. Каждое объединение может учреждать свои отделения, филиалы, конторы и агентства, представительства как в РФ, так и за границей. Объ-



 

Глава 5. Правовое положение юридических лиц

единение вправе участвовать во всякого рода других обществах, организа­циях, в том числе смешанных, деятельность которых соответствует зада­чам объединения. И наконец, объединение может приобретать, отчуждать, брать и сдавать в наем как в РФ, так и за границей любое имущество, дви­жимое и недвижимое.

Объединение имеет, таким образом, широкий круг прав, которые за­крепляются за ним для того, чтобы оно могло успешно осуществлять свою деятельность.

Заключая внешнеторговые сделки, объединение реализует соответст­вующие права. Сделки должны совершаться с соблюдением правил их подписания, установленных российским законодательством (см. гл. 8). Входящие в состав объединения фирмы имеют право заключать по пору­чению объединения и от его имени сделки по внешней торговле.

Объединение связывают лишь сделки, заключенные в соответствии с уставом объединения и законодательством. В ряде уставов, например в Ус­таве государственного унитарного предприятия В/О «Технопромэкс-порт», предусмотрено, что внешнеторговые сделки объединения подписы­ваются двумя лицами (ст. 6.1).

По общему правилу, коммерческие организации, согласно ГК РФ, на­делены общей, а не специальной (целевой) правоспособностью. Из этого правила сделано исключение для унитарных предприятий. В учредитель­ных документах этих предприятий, а также в предусмотренных законом случаях и в уставах других коммерческих организаций должны быть опре­делены предмет и цели деятельности юридического лица, но это может быть предусмотрено учредительными документами и в случаях, когда по закону это делать не обязательно.

Таким образом, общее для всех российских субъектов международного частного права в области внешнеэкономической деятельности состоит в том, что они являются юридическими лицами, несущими, как правило, самостоя­тельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Все указанные организации являются российскими юридическими ли­цами, их личный статут определяется российским правом. Положения об ответственности должны применяться и за рубежом, то есть иметь экстер­риториальное значение.

Приведем пример. В 1972 году в США был предъявлен иск к пароходу «Сулей-ман Стальский», который эксплуатировался советской судоходной компанией. Иск был предъявлен в связи с претензией, касавшейся рыболовного промыла, осущест­вляющегося другой советской организацией. В ноте, направленной в связи с арестом парохода «Сулейман Стальский», со ссылкой на ст. 13 Основ гражданского законо­дательства 1961 года отмечалось, что пароходство является самостоятельным юри­дическим лицом, не имеющим отношения к рыболовству.

Если подходить к российскому объединению (предприятию).с точки зрения любых критериев, используемых в иностранных государствах при


 

§ 5. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности

определении национальности юридических лиц (напомним, что обычно применяется критерий либо места учреждения юридического лица, либо места его нахождения), то личным законом объединения (предприятия) всегда будет российский закон. Личным законом будут определяться пра­воспособность юридического лица, его внутренняя структура, решение о его ликвидации. Другие же вопросы, касающиеся порядка осуществления деятельности на территории иностранного государства, допуска юридичес­кого лица к соответствующей деятельности, условий такой деятельности, решаются во внутреннем законодательстве той страны, где действует рос­сийское юридическое лицо, и в соответствии с положениями договора, за­ключенного Россией с данным государством.

Этот принцип международного частного права признается нашим зако­нодательством. Так, согласно ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью создание обществом филиалов и представительств за пределами территории РФ осуществляется в соответствии с законодатель­ством иностранного государства, если иное не предусмотрено международ­ным договором.

§ 5. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности

1. Интернационализация международной хозяйственной жизни приво­дит к использованию различных организационных форм совместной дея­тельности субъектов из разных государств. Это могут быть чисто договор­ные формы, при которых отношения сторон определяются договорами о производственной либо научно-технической кооперации, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином рынке или в отношении определенного объекта Деятельности. Но это могут быть и более глубокие организационные формы, приводящие к созданию юридических лиц (смешанные общества, занимающиеся, как правило, торговой деятельностью, совместные пред­приятия и др.).

Организационные формы совместной деятельности отличаются большим разнообразием. Однако общим для них, как правило, является то, что проис­ходит объединение капиталов, принадлежащих участникам из различных стран, осуществляется совместное управление с целью достижения опре­деленного результата, имеет место совместное несение рисков и убытков.

Одной из возможных организационно-правовых форм является консо­рциум. Обычно во внешнеэкономической сфере консорциумы создавались на договорной основе для реализации, как правило, крупномасштабных проектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций (на практике применялись, в частности, банковские консорциумы при по-





,144

Глав а 5. Правовое положение юридических лиц

лучении кредитов, консорциумы для участия в торгах при переговорах о строительстве объектов за рубежом). На практике применяются различ­ные виды консорциумов.

Консорциумы, создаваемые для отношений временного характе­ра с иностранными партнерами. В международной практике известны два вида таких консорциумов: закрытый и открытый. В первом случае кон­тракт с иностранным заказчиком подписывается одной внешнеторговой организацией, принявшей на себя обязанности руководителя и несущей перед ним ответственность за выполнение всего комплекса обязательств, предусмотренных в контракте. Во втором случае контракт с иностранными заказчиками подписывается всеми партнерами по консорциуму, и каждый из них несет свою долю имущественной ответственности непосредственно перед иностранным заказчиком.

Если раньше, до проведения реформ во внешнеэкономической облас­ти, могли создаваться только консорциумы закрытого типа, то после предоставления всем предприятиям права внешнеэкономической деятель­ности все они могут выступать в качестве стороны в отношениях с ино­странными заказчиками.

Такого рода консорциумы юридическими лицами не являются.

Консорциумы, создаваемые иностранными инвесторами. Такая организационно-правовая форма получила широкое распространение при заключении иностранными инвесторами соответствующих соглашений для реализации крупных инвестиционных проектов в области нефти и газа с Россией и рядом государств СНГ (Казахстан, Туркменистан и др.). Заклю­чая временное соглашение о совместной деятельности по реализации про­екта, участники консорциума сохраняют полную независимость в других, не охваченных их соглашением сферах деятельности. В новом российском законодательстве использование этой формы предусмотрено в Законе о соглашениях о разделе продукции 1995 года (ст. 3).

В этом законе под консорциумом как одной из сторон в соглашениях о разделе продукции понимаются «создаваемые на основе договора о со­вместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объеди­нения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных или при­влеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения».

2. Во внешнеэкономических связях СССР с другими странами наше го­сударство на различных этапах своего развития использовало разнообраз­ные формы создания смешанных обществ. В отдельных государствах со­ветскими организациями создавались различные общества, в том числе и полностью им принадлежавшие. Деятельность этих обществ сыграла оп­ределенную положительную роль в развитии экономических отношений с


 

§ 5. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности

другими странами как в период борьбы СССР за дипломатическое призна­ние, так и в последующие годы.

Первым обществом за границей, полностью принадлежавшим советской орга­низации, был «Аркос» (Всероссийское кооперативное общество по торговле с Анг­лией). «Аркос» был учрежден в Лондоне как акционерное общество по английским законам. Поэтому это было английское юридическое лицо. Оно пользовалось всеми правами, которые английское законодательство предоставляет юридическим лицам, но по характеру своей деятельности «Аркос» выполнял исключительно поручения советских организаций. Фактическое положение этого акционерного общества нашло свое отражение в нотной переписке в мае 1927 года между Наркоминделом СССР и английским ведомством иностранных дел в связи с налетом английской по­лиции на «Аркос» и торговую делегацию (так именовалось тогда советское торгпред­ство). Наряду с решительным протестом по поводу нападения на торговую делегацию в советской ноте от 17 мая 1927 г. в отношении «Аркоса» говорилось следующее: «Хотя «Аркос» является формально акционерным обществом, зарегистрированным по английским законам, британские власти не могли не знать, что он занимается главным образом, если не исключительно, выполнением торговых поручений совет­ских хозяйственных органов. Полицейское нападение на крупное английское торго­вое общество, хорошо зарекомендовавшее себя в английских деловых кругах... яв­ляется совершенно беспрецедентным в истории лондонского Сити. Налет мог иметь своей единственной целью лишь нанесение ущерба советским интересам, связанным с деятельностью «Аркоса»... С этой точки зрения советское правительство считает себя вправе протестовать и против нападения на «Аркос».

С участием «Аркоса» в США в 1924 году было образовано общество «Аркос — Америка инкорпорейтед». которое в том же году слилось с компанией «Продактс икс-чейндж корпорейшн», также осуществлявшей торговые операции с США в условиях отсутствия дипломатического признания СССР. В результате слияния была образована новая компания — «Амторгтрейдинг корпорейшн». Устав «Амторга» был зарегистри­рован в штате Нью-Йорк. Таким образом, это юридическое лицо права США. Кор­порация с момента своего образования представляла все советские организации, осуществлявшие внешнюю торговлю. «Амторг» сыграл большую роль в развитии советско-американской торговли в годы первой пятилетки (в 1931 г. общий оборот советско-американской торговли составил 116 млн. долл.). В период «холодной войны» операции «Амторга» были свернуты, впоследствии они несколько расшири­лись. Функции «Амторга» — ведение торговых операций российских внешнеторго­вых организаций в США. Однако с точки зрения законодательства о юридических лицах на основе рассмотренного выше принципа инкорпорации — это юридическое лицо штата Нью-Йорк, к которому подлежат применению правила как законодатель­ства штата, так и в соответствующих случаях федерального законодательства.

Смешанные общества с участием иностранного капитала создавались как на территории РФ, так и за границей.

В годы восстановления народного хозяйства и новой экономической политики в целях привлечения иностранного капитала для заготовок экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границей и ввоза в страну товаров, необходимых для восстанов­ления народного хозяйства и удовлетворения других нужд, разрешалась организация специальных акционерных обществ с участием иностранного капитала и обязатель­ным участием Наркомвнешторга. Согласно декрету ВЦИКо внешней торговле от 13 марта 1922 г., Наркомвнешторгу предоставлялось право с утверждения Совета Труда и Обороны (СТО) организовывать такие акционерные общества как для осу­ществления импортно-экспортных операций, так и для производства экспортных то-

Ю-872


 

 

Гл а в а 5. Правовое положение юридических лиц


§ 5. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности



варов. Акционерами смешанных обществ были Наркомвнешторг (или его органы) и иностранные фирмы. Поскольку советской стороне принадлежало не менее 51% акций смешанных обществ, ей обеспечивалось большинство голосов в органах об­щества — общем собрании и правлении. Смешанные общества учреждались либо в СССР — в форме акционерных обществ в соответствии с действовавшим в то время гражданским законодательством, либо за границей — в форме акционерного обще­ства или товарищества с ограниченной ответственностью по законам соответствую­щего государства, на территории которого создавалось общество.

Наиболее крупными смешанными обществами были: «Руссанглолес» (создано в СССР на основе особого договора, утвержденного СТО 21 апреля 1922 г.), Рус­ско-Британское хлебоэкспортное общество, Русское лесное агентство (созданы в Англии), «Дерутра», «Деруметалл», «Дерулюфт», «Книга» (созданы в Германии), Русско-Австрийское торговое акционерное общество (РАТАО) и др.

Значительную роль в развитии экономических связей с Ираном сыграли русско-персидские смешанные общества («Шарк», «Персшелк», «Персхлопок» и др.), на долю которых приходилось около половины торгового оборота между этими страна­ми. Наряду с торговыми обществами по соглашению между СССР и Ираном от 1 ок­тября 1927 г. было создано смешанное общество по эксплуатации рыбных промыс­лов. Капитал общества делился на равные доли (50% — советский вклад и 50% — иранский).

После Великой Отечественной войны на основе перехода к СССР бывших гер­манских активов, а затем и японского имущества (на Дальнем Востоке) учреждались общества двух типов. Первый из них — советские акционерные общества, создан­ные в СССР и руководившие предприятиями в Германии. К этому типу относилось и общество «Дунайское параходство». Второй — смешанные общества, созданные по соглашениям с Болгарией. Румынией, Венгрией и другими странами. В качестве пая советского государства служили бывшие германские активы. Позднее соглаше­ния о создании смешанных обществ были заключены с КНР и КНДР. Так, были об­разованы Советско-Румынское нефтяное общество, Советско-Болгарское горноруд­ное общество, Советско-Китайское общество по добыче цветных металлов.

Общества были организованы на паритетных началах: половина акционерного капитала принадлежала организациям страны, в которой было создано общество, и половина — СССР; расходы и доходы делились поровну. Управление обществом осуществлялось на началах равенства. В 1952—1955 годах общества такого рода были ликвидированы.

В 70—80-х годах во многих странах имелись отдельные смешанны! или полностью принадлежавшие СССР общества, занимавшиеся торг вой деятельностью или деятельностью, связанной с оказанием услуг со| ветским организациям (например, агентским обслуживанием судов совет| ского флота занимались «Совиспан» — в Испании, «Юниориент» Японии и другие общества). Создание таких обществ было связано с пере! ходом к сотрудничеству на стабильной основе с высокоразвитыми страна| ми Запада и развивающимися странами.

Общества подобного рода играют существенную роль и в торговле на| шими машинами и оборудованием. Приведем несколько примеров. В 194f году в Финляндии было создано общество «Конела» по торговле совет! скими автомобилями, а в 1963 году — общество «Конейсто», которое за| нимается торговлей машинами (позже аналогичное общество былручреж! дено в Норвегии).


По советскому законодательству участвовать в создании обществ за границей могли только организации, имеющие право на осуществление внешнеэкономической деятельности. Образовывая смешанные общества за рубежом, советские организации вступали в соответствующие отноше­ния лишь с определенным и ограниченным кругом физических и юриди­ческих лиц. Ограничение числа участников достигается выбором опреде­ленной правовой формы смешанного общества. Так, смешанные компании с участием советских организаций всегда учреждались в виде акционерно­го общества без права публичной подписки на акции. В практике наших организаций нет единого правила, касающегося доли их участия, однако чаще всего она равна 50 или 51 % и более.

Все смешанные общества созданы по законам соответствующих стран с полным соблюдением требований, установленных законодательством страны пребывания и учреждения общества.

Таким образом, это юридические лица не советского права, а права той страны, где они учреждены и осуществляют свою деятельность. К ним пол­ностью применяется законодательство соответствующего государства. Основная цель этих обществ — содействовать развитию торговли нашей страны со страной их пребывания; такие общества, как правило, произ­водственной деятельностью ранее не занимались.

Новые направления использования формы смешанного общества, как и других форм совместного предпринимательства, советскими организа­циями за рубежом стали развиваться в конце 80-х годов. Эти направления стали важной составной частью проведения реформ в области внешне­экономической деятельности.

При осуществлении хозяйственной деятельности в разных странах стали применяться более гибкие организационные нормы. Речь идет, в частности, о создании совместных научно-исследовательских и проектных организаций, инжиниринговых, сбытовых и рекламных фирм, совместном обслуживании и ремонте экспортируемой техники, покупке акций, обли­гаций и других ценных бумаг.

Контрольные вопросы

1. Какое значение имеет определение национальности юридического лица и какие основные критерии применяются для определения национальности юридичес­ких лиц?

2. В чем состоит принцип раздельной ответственности государственного юридичес­кого лица и российского государства?

3- Какие имеются виды предприятий с иностранными инвестициями?

4- Что понимается под совместным предприятием?

5- Каково правовое положение предприятия с иностранными инвестициями на тер­ритории России?


 

§ 1. Государство как субъект имущественных отношений





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: