Во внешнеэкономических отношениях с иностранными организациями и фирмами основными субъектами в области внешнеэкономической деятельности (1986— 1989 гг.) с советской стороны были в основном внешнеторговые объединения системы Министерства внешней торговли (МВТ) и Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС), то есть узкий круг специализированных внешнеторговых организаций.
Для преодоления разобщенности промышленности и внешней торговли, изменения структуры экспорта, повышения заинтересованности производственных предприятий, объединений и других организаций во внешнеэкономической деятельности, осуществления более рационального и эффективного импорта по-новому был решен вопрос о хозяйственных ор-
Глава 5. Правовое положение юридических лиц
ганизациях, имеющих право непосредственного осуществления экспорт но-импортных операций.
Число юридических лиц, управомоченных совершать внешнеэкономи| ческие сделки, резко возросло, поскольку право самостоятельного выход на внешний рынок предоставлялось любому предприятию и объединении производящему продукцию (работу, услуги), или производственному ко! оперативу. Подавляющая часть указанных субъектов — это научно-про| изводственные, производственные предприятия и объединения и други! организации промышленности. Иными словами, в рамках совершенство! вания внешнеэкономической деятельности в нашей стране право выход на внешний рынок, то есть прежде всего право экспортировать и импор! тировать товары, услуги и результаты творческой деятельности, получи,] широкий круг предприятий.
|
|
Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают BcJ российские лица, за исключением особых случаев, предусмотренных зако| нодательством.
Согласно действующему в России законодательству (ст. 17 Закона о госу| дарственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995 г.), може быть установлена государственная монополия на экспорт (или) импорт от! дельных товаров. Деятельность по экспорту или импорту таких товаров осу! ществляется на основе лицензирования^ Лицензии на осуществление такой деятельности выдаются только государственным унитарным предприятиям! Правовое положение таких участников в экономической деятельности об! ладает определенной спецификой. Имущество такого предприятия нахо! дится в государственной собственности и принадлежит предприятию щ праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
По обязательствам унитарного предприятия, основанного на праЕ оперативного управления (федерального казенного предприятия), РФ Kail государство будет нести субсидиарную ответственность при недостаточ] ности имущества такого казенного предприятия. Хотя заниматься внешней торговлей могут все юридические лица, определенные операции в области внешнеэкономической деятельности продолжают осуществлять крупные государственные предприятия — внешнеторговые объединения, принад! лежащие государству. Поэтому вопрос о правовом положении этих объ-[ единений представляет интерес не только с исторической точки зрения.
|
|
Внешнеэкономические объединения заключают сделки в РФ и за гра-1 ницей. Каждое объединение имеет свой устав. То, что объединение нахо] дится в административном подчинении органа государственного управле] ния, не означает, что оно может отождествляться с государством как та] ковым либо с министерством как органом государственного управления] Объединение всегда выступает в обороте как самостоятельный субъек права. Самостоятельность понимается именно в гражданско-правовом от] ношении. Объединение заключает сделку не от имени государства, но для
§ 4. Правовое положение российских участников внешнеэкономич. деятельности 141
объединения обязательны акты государства, в частности о запрете экспорта или импорта.
В решении Внешнеторговой арбитражной комиссии по иску израильской фирмы «Джордан инвестмент лтд.» против В/О «Союзнефтеэкспорт» от 19 июня 1958 г. было признано, что запрещение со стороны Министерства внешней торговли СССР исполнения договора и отказ в выдаче лицензии на вывоз нефти из СССР, будучи обязательными для В/О «Союзнефтеэкспорт», являются обстоятельствами форс-мажора, освобождающими его от ответственности. Истец в данном деле, в частности, утверждал, что эти действия не могут рассматриваться в качестве форс-мажора для ответчика, поскольку ответчик и Министерство внешней торговли являются органами одного и того же государства. В решении ВТАК признана самостоятельная правосубъектность объединения и отмечено, что объединение не является органом государственной власти. Поэтому попытка фирмы отождествить объединение с министерством лишена основания.
В этой связи нельзя согласиться с утверждениями, часто высказываемыми на Западе, что государственное юридическое лицо частного права (применительно к СССР и РФ — советского и российского гражданского права) идентично стоящему за ним государству.
В уставе объединения закреплено общее положение гражданского права о раздельной ответственности юридических лиц: каждое юридическое лицо пользуется имущественной самостоятельностью и несет обособленную ответственность. Государство, его органы и организации не отвечают по обязательствам объединения, а объединение не отвечает по обязательствам государства, его органов и организаций. Таким образом, принцип раздельной ответственности юридических лиц установлен внутренним правом и уставом объединения.
Применительно к внешнеэкономическим объединениям, являющимся государственными унитарными предприятиями, приведем положения Устава В/О «Технопромэкспорт» 1997 года. Это объединение является юридическим лицом, основанным на праве хозяйственного ведения в соответствии с положениями ГК РФ. Оно не отвечает по обязательствам государства, а «государство не отвечает по обязательствам объединения, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом и другим законодательством Российской Федерации, а также настоящим Уставом» (ст. 2.1).
Как уже отмечалось выше, такое исключение было предусмотрено ГК РФ в отношении федеральных казенных предприятий.
Поскольку при решении вопроса об ответственности юридического лица действует его личный закон, а им является закон России, во всех случаях ответственность объединения может наступать лишь в соответствии с этим принципом российского права. Правомочия объединения формулируются в уставе. Вне зависимости от рода деятельности объединения оно имеет право заключать договоры, совершать сделки как в РФ, так и за границей. Каждое объединение может учреждать свои отделения, филиалы, конторы и агентства, представительства как в РФ, так и за границей. Объ-
|
|
Глава 5. Правовое положение юридических лиц
единение вправе участвовать во всякого рода других обществах, организациях, в том числе смешанных, деятельность которых соответствует задачам объединения. И наконец, объединение может приобретать, отчуждать, брать и сдавать в наем как в РФ, так и за границей любое имущество, движимое и недвижимое.
Объединение имеет, таким образом, широкий круг прав, которые закрепляются за ним для того, чтобы оно могло успешно осуществлять свою деятельность.
Заключая внешнеторговые сделки, объединение реализует соответствующие права. Сделки должны совершаться с соблюдением правил их подписания, установленных российским законодательством (см. гл. 8). Входящие в состав объединения фирмы имеют право заключать по поручению объединения и от его имени сделки по внешней торговле.
Объединение связывают лишь сделки, заключенные в соответствии с уставом объединения и законодательством. В ряде уставов, например в Уставе государственного унитарного предприятия В/О «Технопромэкс-порт», предусмотрено, что внешнеторговые сделки объединения подписываются двумя лицами (ст. 6.1).
По общему правилу, коммерческие организации, согласно ГК РФ, наделены общей, а не специальной (целевой) правоспособностью. Из этого правила сделано исключение для унитарных предприятий. В учредительных документах этих предприятий, а также в предусмотренных законом случаях и в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица, но это может быть предусмотрено учредительными документами и в случаях, когда по закону это делать не обязательно.
|
|
Таким образом, общее для всех российских субъектов международного частного права в области внешнеэкономической деятельности состоит в том, что они являются юридическими лицами, несущими, как правило, самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.
Все указанные организации являются российскими юридическими лицами, их личный статут определяется российским правом. Положения об ответственности должны применяться и за рубежом, то есть иметь экстерриториальное значение.
Приведем пример. В 1972 году в США был предъявлен иск к пароходу «Сулей-ман Стальский», который эксплуатировался советской судоходной компанией. Иск был предъявлен в связи с претензией, касавшейся рыболовного промыла, осуществляющегося другой советской организацией. В ноте, направленной в связи с арестом парохода «Сулейман Стальский», со ссылкой на ст. 13 Основ гражданского законодательства 1961 года отмечалось, что пароходство является самостоятельным юридическим лицом, не имеющим отношения к рыболовству.
Если подходить к российскому объединению (предприятию).с точки зрения любых критериев, используемых в иностранных государствах при
§ 5. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности
определении национальности юридических лиц (напомним, что обычно применяется критерий либо места учреждения юридического лица, либо места его нахождения), то личным законом объединения (предприятия) всегда будет российский закон. Личным законом будут определяться правоспособность юридического лица, его внутренняя структура, решение о его ликвидации. Другие же вопросы, касающиеся порядка осуществления деятельности на территории иностранного государства, допуска юридического лица к соответствующей деятельности, условий такой деятельности, решаются во внутреннем законодательстве той страны, где действует российское юридическое лицо, и в соответствии с положениями договора, заключенного Россией с данным государством.
Этот принцип международного частного права признается нашим законодательством. Так, согласно ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью создание обществом филиалов и представительств за пределами территории РФ осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором.
§ 5. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности
1. Интернационализация международной хозяйственной жизни приводит к использованию различных организационных форм совместной деятельности субъектов из разных государств. Это могут быть чисто договорные формы, при которых отношения сторон определяются договорами о производственной либо научно-технической кооперации, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином рынке или в отношении определенного объекта Деятельности. Но это могут быть и более глубокие организационные формы, приводящие к созданию юридических лиц (смешанные общества, занимающиеся, как правило, торговой деятельностью, совместные предприятия и др.).
Организационные формы совместной деятельности отличаются большим разнообразием. Однако общим для них, как правило, является то, что происходит объединение капиталов, принадлежащих участникам из различных стран, осуществляется совместное управление с целью достижения определенного результата, имеет место совместное несение рисков и убытков.
Одной из возможных организационно-правовых форм является консорциум. Обычно во внешнеэкономической сфере консорциумы создавались на договорной основе для реализации, как правило, крупномасштабных проектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций (на практике применялись, в частности, банковские консорциумы при по-
,144 |
Глав а 5. Правовое положение юридических лиц
лучении кредитов, консорциумы для участия в торгах при переговорах о строительстве объектов за рубежом). На практике применяются различные виды консорциумов.
Консорциумы, создаваемые для отношений временного характера с иностранными партнерами. В международной практике известны два вида таких консорциумов: закрытый и открытый. В первом случае контракт с иностранным заказчиком подписывается одной внешнеторговой организацией, принявшей на себя обязанности руководителя и несущей перед ним ответственность за выполнение всего комплекса обязательств, предусмотренных в контракте. Во втором случае контракт с иностранными заказчиками подписывается всеми партнерами по консорциуму, и каждый из них несет свою долю имущественной ответственности непосредственно перед иностранным заказчиком.
Если раньше, до проведения реформ во внешнеэкономической области, могли создаваться только консорциумы закрытого типа, то после предоставления всем предприятиям права внешнеэкономической деятельности все они могут выступать в качестве стороны в отношениях с иностранными заказчиками.
Такого рода консорциумы юридическими лицами не являются.
Консорциумы, создаваемые иностранными инвесторами. Такая организационно-правовая форма получила широкое распространение при заключении иностранными инвесторами соответствующих соглашений для реализации крупных инвестиционных проектов в области нефти и газа с Россией и рядом государств СНГ (Казахстан, Туркменистан и др.). Заключая временное соглашение о совместной деятельности по реализации проекта, участники консорциума сохраняют полную независимость в других, не охваченных их соглашением сферах деятельности. В новом российском законодательстве использование этой формы предусмотрено в Законе о соглашениях о разделе продукции 1995 года (ст. 3).
В этом законе под консорциумом как одной из сторон в соглашениях о разделе продукции понимаются «создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения».
2. Во внешнеэкономических связях СССР с другими странами наше государство на различных этапах своего развития использовало разнообразные формы создания смешанных обществ. В отдельных государствах советскими организациями создавались различные общества, в том числе и полностью им принадлежавшие. Деятельность этих обществ сыграла определенную положительную роль в развитии экономических отношений с
§ 5. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности
другими странами как в период борьбы СССР за дипломатическое признание, так и в последующие годы.
Первым обществом за границей, полностью принадлежавшим советской организации, был «Аркос» (Всероссийское кооперативное общество по торговле с Англией). «Аркос» был учрежден в Лондоне как акционерное общество по английским законам. Поэтому это было английское юридическое лицо. Оно пользовалось всеми правами, которые английское законодательство предоставляет юридическим лицам, но по характеру своей деятельности «Аркос» выполнял исключительно поручения советских организаций. Фактическое положение этого акционерного общества нашло свое отражение в нотной переписке в мае 1927 года между Наркоминделом СССР и английским ведомством иностранных дел в связи с налетом английской полиции на «Аркос» и торговую делегацию (так именовалось тогда советское торгпредство). Наряду с решительным протестом по поводу нападения на торговую делегацию в советской ноте от 17 мая 1927 г. в отношении «Аркоса» говорилось следующее: «Хотя «Аркос» является формально акционерным обществом, зарегистрированным по английским законам, британские власти не могли не знать, что он занимается главным образом, если не исключительно, выполнением торговых поручений советских хозяйственных органов. Полицейское нападение на крупное английское торговое общество, хорошо зарекомендовавшее себя в английских деловых кругах... является совершенно беспрецедентным в истории лондонского Сити. Налет мог иметь своей единственной целью лишь нанесение ущерба советским интересам, связанным с деятельностью «Аркоса»... С этой точки зрения советское правительство считает себя вправе протестовать и против нападения на «Аркос».
С участием «Аркоса» в США в 1924 году было образовано общество «Аркос — Америка инкорпорейтед». которое в том же году слилось с компанией «Продактс икс-чейндж корпорейшн», также осуществлявшей торговые операции с США в условиях отсутствия дипломатического признания СССР. В результате слияния была образована новая компания — «Амторгтрейдинг корпорейшн». Устав «Амторга» был зарегистрирован в штате Нью-Йорк. Таким образом, это юридическое лицо права США. Корпорация с момента своего образования представляла все советские организации, осуществлявшие внешнюю торговлю. «Амторг» сыграл большую роль в развитии советско-американской торговли в годы первой пятилетки (в 1931 г. общий оборот советско-американской торговли составил 116 млн. долл.). В период «холодной войны» операции «Амторга» были свернуты, впоследствии они несколько расширились. Функции «Амторга» — ведение торговых операций российских внешнеторговых организаций в США. Однако с точки зрения законодательства о юридических лицах на основе рассмотренного выше принципа инкорпорации — это юридическое лицо штата Нью-Йорк, к которому подлежат применению правила как законодательства штата, так и в соответствующих случаях федерального законодательства.
Смешанные общества с участием иностранного капитала создавались как на территории РФ, так и за границей.
В годы восстановления народного хозяйства и новой экономической политики в целях привлечения иностранного капитала для заготовок экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границей и ввоза в страну товаров, необходимых для восстановления народного хозяйства и удовлетворения других нужд, разрешалась организация специальных акционерных обществ с участием иностранного капитала и обязательным участием Наркомвнешторга. Согласно декрету ВЦИКо внешней торговле от 13 марта 1922 г., Наркомвнешторгу предоставлялось право с утверждения Совета Труда и Обороны (СТО) организовывать такие акционерные общества как для осуществления импортно-экспортных операций, так и для производства экспортных то-
Ю-872
Гл а в а 5. Правовое положение юридических лиц
§ 5. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности
варов. Акционерами смешанных обществ были Наркомвнешторг (или его органы) и иностранные фирмы. Поскольку советской стороне принадлежало не менее 51% акций смешанных обществ, ей обеспечивалось большинство голосов в органах общества — общем собрании и правлении. Смешанные общества учреждались либо в СССР — в форме акционерных обществ в соответствии с действовавшим в то время гражданским законодательством, либо за границей — в форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью по законам соответствующего государства, на территории которого создавалось общество.
Наиболее крупными смешанными обществами были: «Руссанглолес» (создано в СССР на основе особого договора, утвержденного СТО 21 апреля 1922 г.), Русско-Британское хлебоэкспортное общество, Русское лесное агентство (созданы в Англии), «Дерутра», «Деруметалл», «Дерулюфт», «Книга» (созданы в Германии), Русско-Австрийское торговое акционерное общество (РАТАО) и др.
Значительную роль в развитии экономических связей с Ираном сыграли русско-персидские смешанные общества («Шарк», «Персшелк», «Персхлопок» и др.), на долю которых приходилось около половины торгового оборота между этими странами. Наряду с торговыми обществами по соглашению между СССР и Ираном от 1 октября 1927 г. было создано смешанное общество по эксплуатации рыбных промыслов. Капитал общества делился на равные доли (50% — советский вклад и 50% — иранский).
После Великой Отечественной войны на основе перехода к СССР бывших германских активов, а затем и японского имущества (на Дальнем Востоке) учреждались общества двух типов. Первый из них — советские акционерные общества, созданные в СССР и руководившие предприятиями в Германии. К этому типу относилось и общество «Дунайское параходство». Второй — смешанные общества, созданные по соглашениям с Болгарией. Румынией, Венгрией и другими странами. В качестве пая советского государства служили бывшие германские активы. Позднее соглашения о создании смешанных обществ были заключены с КНР и КНДР. Так, были образованы Советско-Румынское нефтяное общество, Советско-Болгарское горнорудное общество, Советско-Китайское общество по добыче цветных металлов.
Общества были организованы на паритетных началах: половина акционерного капитала принадлежала организациям страны, в которой было создано общество, и половина — СССР; расходы и доходы делились поровну. Управление обществом осуществлялось на началах равенства. В 1952—1955 годах общества такого рода были ликвидированы.
В 70—80-х годах во многих странах имелись отдельные смешанны! или полностью принадлежавшие СССР общества, занимавшиеся торг вой деятельностью или деятельностью, связанной с оказанием услуг со| ветским организациям (например, агентским обслуживанием судов совет| ского флота занимались «Совиспан» — в Испании, «Юниориент» Японии и другие общества). Создание таких обществ было связано с пере! ходом к сотрудничеству на стабильной основе с высокоразвитыми страна| ми Запада и развивающимися странами.
Общества подобного рода играют существенную роль и в торговле на| шими машинами и оборудованием. Приведем несколько примеров. В 194f году в Финляндии было создано общество «Конела» по торговле совет! скими автомобилями, а в 1963 году — общество «Конейсто», которое за| нимается торговлей машинами (позже аналогичное общество былручреж! дено в Норвегии).
По советскому законодательству участвовать в создании обществ за границей могли только организации, имеющие право на осуществление внешнеэкономической деятельности. Образовывая смешанные общества за рубежом, советские организации вступали в соответствующие отношения лишь с определенным и ограниченным кругом физических и юридических лиц. Ограничение числа участников достигается выбором определенной правовой формы смешанного общества. Так, смешанные компании с участием советских организаций всегда учреждались в виде акционерного общества без права публичной подписки на акции. В практике наших организаций нет единого правила, касающегося доли их участия, однако чаще всего она равна 50 или 51 % и более.
Все смешанные общества созданы по законам соответствующих стран с полным соблюдением требований, установленных законодательством страны пребывания и учреждения общества.
Таким образом, это юридические лица не советского права, а права той страны, где они учреждены и осуществляют свою деятельность. К ним полностью применяется законодательство соответствующего государства. Основная цель этих обществ — содействовать развитию торговли нашей страны со страной их пребывания; такие общества, как правило, производственной деятельностью ранее не занимались.
Новые направления использования формы смешанного общества, как и других форм совместного предпринимательства, советскими организациями за рубежом стали развиваться в конце 80-х годов. Эти направления стали важной составной частью проведения реформ в области внешнеэкономической деятельности.
При осуществлении хозяйственной деятельности в разных странах стали применяться более гибкие организационные нормы. Речь идет, в частности, о создании совместных научно-исследовательских и проектных организаций, инжиниринговых, сбытовых и рекламных фирм, совместном обслуживании и ремонте экспортируемой техники, покупке акций, облигаций и других ценных бумаг.
Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет определение национальности юридического лица и какие основные критерии применяются для определения национальности юридических лиц?
2. В чем состоит принцип раздельной ответственности государственного юридического лица и российского государства?
3- Какие имеются виды предприятий с иностранными инвестициями?
4- Что понимается под совместным предприятием?
5- Каково правовое положение предприятия с иностранными инвестициями на территории России?
§ 1. Государство как субъект имущественных отношений