Юридических лиц в России

1. Хозяйственная деятельность иностранных предприятий в России может осуществляться в следующих организационно-правовых формах:

участие в предприятиях, а также создание дочерних предприятий;

создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным юри­дическим и физическим лицам, а также их дочерних предприятий и фи­лиалов;

приобретение предприятий и долей участия;

создание филиалов иностранных юридических лиц;

создание представительств иностранных юридических лиц.

Основными законодательными актами, регулирующими положение предприятий с иностранными инвестициями в России, являются ГК РФ. Закон об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г., а также акты о приватизации. Как отмечалось выше, согласно российскому зако­нодательству, под предприятиями с иностранными инвестициями понима­ются предприятия с долевым участием иностранных инвесторов (совмест­ные предприятия — СП) и предприятия, полностью принадлежащие ино странным инвесторам. Все они могут создавать дочерние предприятия j филиалы..Кроме того, на территории России могут создаваться филиал! иностранных юридических лиц.


§ 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 133

Юридические лица подразделяются в России, исходя из цели их основ­ной деятельности, на коммерческие и некоммерческие организации. В ГК рф дается исчерпывающий перечень форм коммерческих организаций. Это хозяйственные общества и товарищества. Кодекс четко разделил то­варищества как объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, и общества как объединения капиталов, не требующие такого участия, но предполагающие наличие специальных ор­ганов управления.

В ГК подробно определен статус хозяйственных товариществ, а для об­ществ установлены лишь общие правила, детализация которых осущест­вляется в специальных законах. В РФ действует Федеральный закон об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. и Федеральный закон об об­ществах с ограниченной ответственностью от 9 февраля 1998 г.

Хозяйственные общества, согласно ст. 66 ГК РФ, могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополни­тельной ответственностью. Акционерные общества, в свою очередь, под­разделяются на открытые и закрытые. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым, а общество, акции которого распреде­ляются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, — закрытым.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого раз­делен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87 ГК).

Иностранные инвесторы при создании предприятий с иностранными инвестициями обычно используют форму закрытого акционерного обще­ства или общества с ограниченной ответственностью, хотя в ходе прово­дившейся в 1992—1993 годах приватизации иностранные фирмы приоб­ретали акции и вновь образованных акционерных обществ.

2. При учреждении предприятия с иностранными инвестициями учре­дителями с иностранной стороны могут выступать иностранные юридичес­кие лица, правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с зако­нодательством страны своего местонахождения, иностранные граждане и лица без гражданства при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местонахождения. Надлежащим доказательством правомочия иностран­ного юридического лица учреждать предприятия за границей является Устав или выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса этого лица в соот­ветствии с законодательством страны регистрации; для физического лица,


 

Г л а в а 5. Правовое положение юридических лиц

занимающегося коммерческой (предпринимательской) деятельностью стране своего постоянного местожительства, требуется выписка из торго-вого реестра или предоставление эквивалентного свидетельства о реги­страции.

В отличие от ранее действовавшего законодательства СССР, предус­матривавшего явно выраженный разрешительный порядок создания СП, в России установлен в целом явочно-нормативный порядок, при котором решение о создании предприятия принимают сами учредители, являющие­ся собственниками денежных и имущественных средств, вносимых в ус­тавный капитал создаваемого предприятия. При таком порядке от учреди­телей требуется только соблюдение положений нормативных актов, регу­лирующих создание предприятий с иностранными инвестициями, включая государственную регистрацию.

Однако из явочно-нормативного порядка учреждения предприятий с иностранными инвестициями сделано несколько исключений:

1) для предприятий с большим объемом иностранных инвестиций тре­буется разрешение Правительства;

2) при создании предприятий, связанных с проведением крупномас­штабного строительства или реконструкцией, требуется проведение пред­варительной экспертизы, носящей характер разрешения;

3) в случае, когда производство определенных продуктов, создаваемых предприятием, может оказаться опасным для окружающей среды, предус­матривается необходимость получения соответствующего заключения са-нитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспер­тизы. Все виды экспертиз и выдача разрешений для предприятий с ино­странными инвестициями, связанных с этими двумя исключениями, осу­ществляется в соответствии с действующим на территории России зако­нодательством в таком же порядке, как и для предприятий без иностран­ного участия;

4)для ведения страховой деятельности и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными ин­вестициями должно получить лицензию Министерства финансов РФ; для ведения банковской деятельности требуется лицензия Центрального банка России;

5) участие иностранных инвесторов в приватизации предприятий и ектов торговли, общественного питания, автотранспорта, а также мелк предприятий промышленности и строительства допускается только на; ловиях инвестиционных коммерческих конкурсов.

Приведем пример из практики. Судебная коллегия по гражданским делам Вер­ховного Суда РФ рассмотрела в кассационном порядке дело по иску трудового кол­лектива кафе «Юность» и прокурора Мурманской области о признании недействи­тельными результатов конкурса приватизации этого кафе и договора купли-продажи, заключенного Фондом имущества г. Мурманска с участвовавшим в этом конкурсе


§ 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 135

гражданином Норвегии Б. Решением, принятым судебной коллегией по делу, предъ­явленный иск был удовлетворен, итоги конкурса приватизации кафе «Юность» и до­говор купли-продажи, заключенный с участвовавшим в нем иностранным инвесто­ром, признаны недействительными.

В обоснование принятого решения судебной коллегией были приведены следую­щие доводы.

Статьей 13 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» предус­мотрено, что приобретение иностранным инвестором предприятия осуществляется в порядке, определенном законодательством, действующим на территории РФ. При­ватизация же иностранными инвесторами предприятий общественного питания, со­гласно п. 8.1 Государственной программы приватизации на 1992 год, допускается только по решению местных органов власти. Такого решения в отношении привати­зации гражданином Норвегии Б. конкретного объекта — кафе «Юность» принято не было.

Действующее в г. Мурманске Положение о порядке приватизации государствен­ных и муниципальных предприятий, которым предусмотрена возможность участия в процессе приватизации иностранных физических и юридических лиц, не может от­менять требования республиканского законодательства о необходимости принятия органом местной власти решения о возможности допуска конкретного инвестора к участию в приватизации данного объекта муниципальной собственности.

В РФ установлены также ограничения для участия в конкурсах ино­странных инвесторов в отдельных отраслях хозяйства. Так, было предус­мотрено, что при участии в конкурсах должна сообщаться информация в федеральные органы безопасности, которые вправе предоставить заклю­чение о запрете приобретения предприятия определенным иностранным инвестором.

Приведем пример из практики. Согласно п. 10.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г., решение о допуске иностранного ин­вестора к участию в приватизации предприятий, оборонный заказ которых составля­ет более 30% общего объема работ, принимается Правительством РФ.

Президиум ВАС РФ постановлением от 8 апреля 1997 г. признал недействитель­ным договор и протокол чекового аукциона в части приобретения акций АООТ «МНПИ Авионика», на основании Которых собственником акций этого предприятия стал иностранный инвестор — фирма «Ник эндСи Корпорейшн», зарегистрирован­ная в штате Калифорния (США). В решении указывалось, что предприятие «Авио­ника» является предприятием, оборонный заказ которого на момент приватизации составлял более 30% общего объема работ. Решение о допуске иностранного ин­вестора к участию в приватизации этого предприятия Правительством не принима­лось. Кроме того, не были направлены в Правительство и в ФСБ сведения об ино­странных инвесторах — победителях торгов, что также предусматривалось п. 10.1 Государственной программы приватизации. Поэтому данная сделка была признана недействительной в силу ст. 168 ГК.

3. Действующее в России законодательство не устанавливает для оте­чественных и иностранных участников предприятия с иностранными ин-Вестициями какого-либо обязательного соотношения долей. Этот вопрос Решается соглашением сторон (учредительным договором). Иные правила


 

Глава 5. Правовое положение юридических лиц

по данному вопросу установлены в отношении совместных страховых ор­ганизаций.

В отношении этих организаций в 1992 году было установлено, что доля участия иностранных инвесторов в уставном капитале страховой органи­зации в совокупности не должна превышать 49%.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью состав­ляется из стоимости вкладов его участников, а акционерного общества — из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Допускается увеличение уставного капитала акционерного общества. Эти и другие положения законов РФ об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью полностью применяются и в отношении обществ с участием иностранных лиц.

Вклады в иностранной валюте и имущество, оцененное в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли в соответствии с тем курсом, который действует для операций такого рода. При формировании уставного капи­тала путем внесения денежных средств, имущества, имущественных и не­имущественных прав на практике стали делаться специальные перечни вкладов российских и иностранных участников в виде отдельных приложе­ний к учредительному договору. Каждый перечень должен содержать на­именование вклада, его описание, согласованную оценку вклада и срок его взноса.

В качестве вклада могут вноситься: собственность, а также другие иму­щественные права (например, право пользования, право залога и т.д.); права на долевое участие и другие формы участия в хозяйственных пред­приятиях и организациях; права требования по денежным средствам, вло­женным для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; авторские права, права промышленной собст­венности, такие, как права на изобретения, включая права, вытекающие из патентов, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, фирменные наименования, а также на технологию и «ноу-хау»; права на экономическую деятельность, включая права на разработку, добычу или эксплуатацию природных ресурсов.

4. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями в России осуществлялась на основе постановлений Правительства России от 28 но­ября 1991 г. «О регистрации предприятий с иностранными инвестиция­ми» и от 28 мая 1992 г. «О некоторых вопросах ведения Государственного реестра предприятий», а также постановлений региональных и местных органов власти. Так, в Москве регистрация осуществляется в соответст­вии с постановлением правительства Москвы от 17 октября 1991 г. «О введении единого порядка регистрации предприятий и организаций в Мос­кве» и последующими актами по вопросам регистрации предприятий.

Постановлением правительства Москвы от 16 ноября 1993 г. было предусмотрено создание московского регистрационного реестра, в кото?|


§ 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 137

ром должны быть зарегистрированы все предприятия, организации, уч­реждения и их объединения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая предприятия с иностранными инвес­тициями. В реестр, в частности, должны быть занесены филиалы и пред­ставительства предприятий и организаций иностранных государств.

Можно говорить о трех случаях регистрации предприятий в зависимос­ти от объема иностранных инвестиций и предмета деятельности.

Первый случай касается регистрации предприятий, объем иностранных инвестиций в которых значителен (размер суммы был определен ст. 16 За­кона об иностранных инвестициях и подлежит изменению). Она осущест­вляется Министерством экономики РФ.

Второй случай касается регистрации предприятий с иностранными ин­вестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угле­добывающей отраслей. Регистрация таких предприятий независимо от ве­личины их уставного капитала возложена на Министерство экономики РФ.

Третий случай касается остальных предприятий. Их регистрация осу­ществляется Советами Министров республик в составе РФ, администра­циями краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Москве и Санкт-Петербурге созданы регистрационные палаты.

Для регистрации общества с ограниченной ответственностью предус­мотрено предоставление устава и учредительного договора участников, а для акционерного общества — устава и заявки на регистрацию.

Дочерним предприятием признается предприятие, созданное в качест­ве юридического лица другим предприятием.

Филиалы и представительства юридическими лицами не являются. В то же время филиалы иностранных юридических лиц регистрируются в России в качестве юридических лиц.

5. Практически наиболее существенные льготы предоставлены пред­приятиям с иностранными инвестициями в области налогообложения и уп­латы таможенных пошлин.

Имущество, ввозимое в РФ в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в пределах сроков, установленных учредительными документами для его формирова­ния (но не более одного года с даты регистрации предприятия), не облага­ется пошлинами и налогом на добавленную стоимость, если относится к основным производственным фондам согласно российскому законодатель­ству и не является подакцизным (в редакции Закона от 17 марта 1997 г. «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О на­логе на добавленную стоимость»).

Освобождается от взимания таможенной пошлины и не облагается на­логом на импорт имущество, ввозимое для собственных нужд.

Под имуществом, импортируемом предприятием с иностранными ин­вестициями для собственных нужд, понимается имущество предприятия,



 

Глава 5. Правовое положение юридических лиц

включая сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п., непосредственно используемые предприятиями в тех­нологическом процессе материального производства собственной продук­ции или улучшения ее качества.

Законом об иностранных инвестициях было установлено, что предпри­ятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и СП, в устав­ном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий экспортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими на территории РФ международными договорами.

6. Важную роль в решении существенных вопросов как учреждения предприятий, так и их деятельности призваны сыграть договоры о создании СП, заключаемые их участниками, и уставы предприятий.

Предприятия с иностранными инвестициями являются юридическими лицами по российскому законодательству. Они могут от своего имени за­ключать договоры, приобретать имущественные и личные неимуществен­ные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и тре­тейском суде. Предприятия имеют самостоятельный баланс и действуют на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофи­нансирования. В принципе на них как на юридические лица российского права распространяются общие положения российского законодательства о юридических лицах. Но в отношении таких предприятий действуют и не­которые специальные положения, прямо установленные законодательст­вом.

С учреждением предприятия с иностранными инвестициями в России рождается новое юридическое лицо, но независимо от того, находится ли в руках иностранного инвестора 100% капитала такого лица или только его часть, оно полностью подпадает под действие российского права. Это означает, что все правила, касающиеся лицензирования, применяются и к его деятельности (например, в секторе энергетики, здравоохранения, транспорта, строительства).

7. Из других юридических вопросов следует остановиться на вопросе о
праве, подлежащем применению к взаимоотношениям участников СП.
Поскольку договор об учреждении СП — это всегда договор с иностран
ным участником (фирмой, компанией, корпорацией), во взаимоотношени
ях участников СП всегда присутствует «иностранный элемент». Это озна
чает необходимость решения так называемой коллизионной проблемы, т<.
есть вопроса о том, правом какого государства эти отношения будут регуЛ
лироваться. Решение этой проблемы российским судом или третейскимЦ
судом (арбитражем) возможно лишь на основе норм и принципов колли-'
знойного права, входящего в состав международного частного права.'
Такая норма содержится в Основах гражданского законодательства |
1991 года. :


§ 4. Правовое положение российских участников внешнезкономич. деятельности 139

В п. 3 ст. 166 Основ говорится следующее: «...К договору о создании совместного предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан применяется право страны, где учреждено совместное предпри­ятие». Здесь под термином «совместное предприятие» понимается юри­дическое лицо, а не любая совместная деятельность. О применении права к такой совместной деятельности, как производственное сотрудничество, кооперирование, говорится в п. 2 той же статьи. В п. 3 ст. 166 термин «договор» охватывает все учредительные документы (соглашение, устав, приложения к ним), но не договоры, заключаемые СП с другими субъек­тами, в том числе и с учредителями. К таким договорам право должно при­меняться в соответствии с другими коллизионными нормами российского законодательства.

Из приведенных положений Основ следует, что суд или арбитраж в слу­чае рассмотрения спора по договору о создании СП в России будет при­менять в силу п. 3 ст. 166 российское право как право страны, где оно было учреждено.

Возникает вопрос: может ли договор о создании СП содержать условие о применении иного права, чем право РФ, на территории которой учреж­дается предприятие? На этот вопрос следует ответить отрицательно: такое условие договора должно быть признано российским судом или арбитра­жем в России недействительным, поскольку оно противоречит законода­тельству (см. гл. 3).

Арбитраж, рассматривающий спор по такому соглашению (не в Рос­сии), решая этот вопрос, может также исходить из того, что личным ста­тутом СП как юридического лица, учрежденного по российскому праву, будет право России, а не право какой-либо иной страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: