Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, ратифицированной нашим государством, «государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:
a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;
b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является
невозможным;
c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанными с этим лицами»
(ст. 21).
Статья 165 СК РФ допускает усыновление в России иностранными гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и иностранными, проживающими на ее территории.
§ 6. Усыновление |
Глава 14. Семенное право |
Усыновление на территории России иностранными гражданами российских детей производится, согласно ст. 165 СКРФ, в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель. Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства о требованиях к усыновлению (в отношении возраста, материального положения и т.п.) призвано обеспечивать в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, поскольку обычно усыновитель-иностранец увозит ребенка в свою страну.
Приведем пример. Если усыновители — граждане США, то они должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к усыновителям законом об усыновлении соответствующего штата США, поскольку в этой стране нет федерального законодательства об усыновлении.
В соответствии со ст. 165 СК РФ должны быть также соблюдены требования ст. 124—126, 129—132, исходящие прежде всего из того, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Согласно п. 3 ст. 124 СК, усыновление детей иностран1 ными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственниками детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
При усыновлении ребенка приоритет в соответствии с Конвенцией ООН всегда за усыновителем — российским гражданином, проживающим в России.
Таким образом, усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случае, если не представилось возможным, несмотря на принимаемые меры, передать детей в российские семьи (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью). При этом дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам лишь при условии, что прошло более трех месяцев с момента постановки их на централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, порядок которого в соответствии со ст. 124 был определен постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.
В отношении усыновления применяется утвержденное Правительством РФ 15 сентября 1995 г. Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам. Учреждение, производящее усыновление ребенка — иностранного гражданина, должно в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 165 СК РФ получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.
В случае если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ (прежде всего Конвенцией ООН о правах ребенка), усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165).
В соответствии со ст. 166 СКРФ иностранные усыновители сами вправе представить в суддокументы, подтверждающие содержание соответствующих норм права государства, гражданином которого они являются. Если такие документы заявителем не представлены, сведения об иностранном праве могут быть запрошены судом в Министерстве юстиции РФ или в консульском учреждении России за рубежом. Информацию об иностранном праве можно также получить путем привлечения экспертов — специалистов в области иностранного права. При неустановлении, несмотря на предпринятые меры, иностранного права суд вправе применить при усыновлении нормы российского закона, т.е. соответствующие положения СК РФ.
Наряду с этими документами, свидетельствующими о содержании норм иностранного права, иностранный усыновитель должен представить в российский суд целый ряд иных документов. Их перечень определен ст. 2632 ГПК РСФСР, введенной в 1996 году. К заявлению с просьбой об усыновлении ребенка должны быть приложены: заключение компетентного органа страны гражданства усыновителя об условиях его жизни, содержащее биографические данные, сведения о составе семьи, характеристику и другие сведения, а также о возможности быть усыновителем; документ о доходах или справка с места работы с указанием годового дохода; медицинское заключение о состоянии здоровья; копия свидетельства о браке (если усыновитель состоит в браке); разрешение на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка, выданное компетентным органом страны кандидата в усыновители, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации.
Усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином России и проживающего за ее пределами, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в РФ при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России (п. 3 ст. 165 СК
РФ).
Посредническая деятельность негосдарственных организаций и частных лиц по содействию в усыновлении детей не допускается, за исключением организаций иностранных государств, уполномоченных соответствующими органами этих государств и аккредитованных федеральным органом исполнительной власти, занимающимся вопросами опеки и попечи-
§ 7. Опека и попечительство |
Глава 14. Семейное право |
тельства в отношении несовершеннолетних. Порядок аккредитации определяется Правительством РФ.
В 1995 году были установлены определенные гарантии обеспечения интересов ребенка в случаях усыновления. Ребенок, являющийся гражданином России, может быть усыновлен иностранным гражданином в случае, если по законодательству принимающего государства он будет признан в качестве законного члена семьи усыновителя и пользоваться равными с другими членами его семьи правами, а также при условии, что законодательство принимающего государства гарантирует этому ребенку предоставление прав в не меньшем объеме, чем законодательство РФ.
Усыновитель должен представить документы, свидетельствующие о его праве на усыновление, в соответствии с законодательством государства, гражданином которого он является.
Еще в 1993 году в КоБС РСФСР были внесены изменения и дополнения, направленные на ограничение случав усыновления российских детей иностранными гражданами. Это было вызвано следующими обстоятельствами: если осенью 1991 г. иностранными гражданами было усыновлено лишь несколько российских детей, то на 1 ноября 1992 г. эта цифра уже выросла до 600 детей; кроме того, при усыновлении в РФ зачастую нарушаются положения Конвенции ООН о правах ребенка, преследуется коммерческая выгода, фальсифицируются диагнозы болезней.
При решении вопроса об усыновлении органы опеки и попечительства должны учитывать этническое происхождение ребенка, его религиозную и культурную принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания.
В отношениях России с другими странами действуют следующие правила, предусмотренные в договорах о правовой помощи: 1) усыновление или его отмена производятся по законам того государства, гражданином которого является усыновитель; 2) дела об усыновлении относятся к юрисдикции органов государства, гражданином которого является усыновитель; 3) при разном гражданстве усыновителя и усыновляемого необходимо получить разрешение компетентного органа государства, гражданином которого является усыновляемый.
Как отмечается в Комментарии кСКРФ(Н.И. Марышева), при совпадении общих принципов решения коллизионных вопросов усыновления в ст. 165 СКи в международных договорах существуют и расхождения в регулировании. Так, в договорах о правовой помощи отсутствует норма, аналогичная норме ч. 2 п. 1 ст. 165, — отсылка в соответствующих случаях к законодательству страны гражданства усыновителя не соединена с предписанием соблюдения одновременно и требований законодательства другого государства. Возникает вопрос о необходимости соблюдения требований ч. 2 п. 1 ст. 165 при усыновлении российских детей гражданами государств, с которыми подписан договор о правовой помощи или Конвенция
стран СНГ от 22 января 1993 г., решающие коллизионные вопросы усыновления. Видимо, по мнению Н.И. Марышевой, следует исходить из общего правила, установленного ст. 6 СК РФ, о преимуществе нормы международного договора. Однако это общее правило должно действовать в данном случае применительно к решению вопроса о подлежащем применению материальном праве. Процедура же усыновления договорами не регулируется, поэтому здесь действуют правила внутреннего законодательства.
Статья 165 СК РФ, в отличие от ранее действовавшего законодательства, не содержит норм, предоставляющих возможность усыновления детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, в консульских учреждениях РФ. Это связано с изменением порядка усыновления детей: согласно ст. 125 СК РФ, усыновление должно производиться судом по правилам, предусмотренным ГПК. Однако до введения судебного порядка усыновления в действие продолжала действовать ст. 32 Консульского устава СССР. Поэтому усыновление детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, могло быть до введения в действие судебного порядка усыновления осуществлено и в консульских учреждениях России.
Согласно консульским конвенциям, заключенным нашей страной с некоторыми государствами (например, с Болгарией), консул имеет право оформлять усыновление в соответствии с законодательством представляемого государства и договором о правовой помощи. По другим конвенциям (например, с Австрией) предусмотрено, что консулы имеют право производить усыновление, когда усыновитель и усыновляемый являются гражданами государства, назначившего консула. Действительность такого акта усыновления, совершенного в стране пребывания консула, будет определяться исключительно законами этой страны. В Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. Россия не участвует.