Усыновление

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, ратифициро­ванной нашим государством, «государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном поряд­ке, и они:

a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с примени­мыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и до­стоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усы­новление на основе такой консультации, которая может быть необходи­мой;

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение ка­кого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является

невозможным;

c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отно­шении усыновления внутри страны;

d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанными с этим лицами»

(ст. 21).

Статья 165 СК РФ допускает усыновление в России иностранными гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и ино­странными, проживающими на ее территории.


 

§ 6. Усыновление

 

Глава 14. Семенное право



Усыновление на территории России иностранными гражданами рос­сийских детей производится, согласно ст. 165 СКРФ, в соответствии с за­конодательством государства, гражданином которого является усынови­тель. Применение при усыновлении соответствующего иностранного за­конодательства о требованиях к усыновлению (в отношении возраста, ма­териального положения и т.п.) призвано обеспечивать в дальнейшем ста­бильность усыновления в иностранном государстве, поскольку обычно усыновитель-иностранец увозит ребенка в свою страну.

Приведем пример. Если усыновители — граждане США, то они должны соот­ветствовать требованиям, которые предъявляются к усыновителям законом об усы­новлении соответствующего штата США, поскольку в этой стране нет федерального законодательства об усыновлении.

В соответствии со ст. 165 СК РФ должны быть также соблюдены тре­бования ст. 124—126, 129—132, исходящие прежде всего из того, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и толь­ко в их интересах. Согласно п. 3 ст. 124 СК, усыновление детей иностран1 ными гражданами или лицами без гражданства допускается только в слу­чаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспита­ние в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственниками детей независимо от граждан­ства и места жительства этих родственников.

При усыновлении ребенка приоритет в соответствии с Конвенцией ООН всегда за усыновителем — российским гражданином, проживаю­щим в России.

Таким образом, усыновление детей иностранными гражданами допус­кается только в случае, если не представилось возможным, несмотря на принимаемые меры, передать детей в российские семьи (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью). При этом дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам лишь при условии, что прошло более трех месяцев с момента постановки их на централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, порядок которого в со­ответствии со ст. 124 был определен постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.

В отношении усыновления применяется утвержденное Правительст­вом РФ 15 сентября 1995 г. Положение о порядке передачи детей, яв­ляющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражда­нам Российской Федерации и иностранным гражданам. Учреждение, про­изводящее усыновление ребенка — иностранного гражданина, должно в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 165 СК РФ получить согласие законного пред­ставителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином ко­торого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усынов­ление.


В случае если в результате усыновления (удочерения) могут быть на­рушены права ребенка, установленные законодательством РФ и междуна­родными договорами РФ (прежде всего Конвенцией ООН о правах ребен­ка), усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отме­не в судебном порядке (п. 2 ст. 165).

В соответствии со ст. 166 СКРФ иностранные усыновители сами вправе представить в суддокументы, подтверждающие содержание соответствую­щих норм права государства, гражданином которого они являются. Если такие документы заявителем не представлены, сведения об иностранном праве могут быть запрошены судом в Министерстве юстиции РФ или в кон­сульском учреждении России за рубежом. Информацию об иностранном праве можно также получить путем привлечения экспертов — специалис­тов в области иностранного права. При неустановлении, несмотря на пред­принятые меры, иностранного права суд вправе применить при усыновле­нии нормы российского закона, т.е. соответствующие положения СК РФ.

Наряду с этими документами, свидетельствующими о содержании норм иностранного права, иностранный усыновитель должен представить в рос­сийский суд целый ряд иных документов. Их перечень определен ст. 2632 ГПК РСФСР, введенной в 1996 году. К заявлению с просьбой об усынов­лении ребенка должны быть приложены: заключение компетентного ор­гана страны гражданства усыновителя об условиях его жизни, содержащее биографические данные, сведения о составе семьи, характеристику и дру­гие сведения, а также о возможности быть усыновителем; документ о до­ходах или справка с места работы с указанием годового дохода; медицин­ское заключение о состоянии здоровья; копия свидетельства о браке (если усыновитель состоит в браке); разрешение на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка, выданное компетентным органом страны кандидата в усыновители, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации.

Усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином России и проживающего за ее пределами, произведенное компетентным органом ино­странного государства, гражданином которого является усыновитель, призна­ется действительным в РФ при условии получения предварительного разре­шения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России (п. 3 ст. 165 СК

РФ).

Посредническая деятельность негосдарственных организаций и част­ных лиц по содействию в усыновлении детей не допускается, за исключе­нием организаций иностранных государств, уполномоченных соответству­ющими органами этих государств и аккредитованных федеральным орга­ном исполнительной власти, занимающимся вопросами опеки и попечи-


 

 

§ 7. Опека и попечительство

Глава 14. Семейное право



тельства в отношении несовершеннолетних. Порядок аккредитации опре­деляется Правительством РФ.

В 1995 году были установлены определенные гарантии обеспечения интересов ребенка в случаях усыновления. Ребенок, являющийся гражда­нином России, может быть усыновлен иностранным гражданином в слу­чае, если по законодательству принимающего государства он будет при­знан в качестве законного члена семьи усыновителя и пользоваться рав­ными с другими членами его семьи правами, а также при условии, что за­конодательство принимающего государства гарантирует этому ребенку предоставление прав в не меньшем объеме, чем законодательство РФ.

Усыновитель должен представить документы, свидетельствующие о его праве на усыновление, в соответствии с законодательством государства, гражданином которого он является.

Еще в 1993 году в КоБС РСФСР были внесены изменения и дополне­ния, направленные на ограничение случав усыновления российских детей иностранными гражданами. Это было вызвано следующими обстоятельст­вами: если осенью 1991 г. иностранными гражданами было усыновлено лишь несколько российских детей, то на 1 ноября 1992 г. эта цифра уже выросла до 600 детей; кроме того, при усыновлении в РФ зачастую нару­шаются положения Конвенции ООН о правах ребенка, преследуется ком­мерческая выгода, фальсифицируются диагнозы болезней.

При решении вопроса об усыновлении органы опеки и попечительства должны учитывать этническое происхождение ребенка, его религиозную и культурную принадлежность, родной язык, возможность обеспечения пре­емственности воспитания.

В отношениях России с другими странами действуют следующие пра­вила, предусмотренные в договорах о правовой помощи: 1) усыновление или его отмена производятся по законам того государства, гражданином которого является усыновитель; 2) дела об усыновлении относятся к юрис­дикции органов государства, гражданином которого является усынови­тель; 3) при разном гражданстве усыновителя и усыновляемого необходи­мо получить разрешение компетентного органа государства, гражданином которого является усыновляемый.

Как отмечается в Комментарии кСКРФ(Н.И. Марышева), при совпа­дении общих принципов решения коллизионных вопросов усыновления в ст. 165 СКи в международных договорах существуют и расхождения в ре­гулировании. Так, в договорах о правовой помощи отсутствует норма, ана­логичная норме ч. 2 п. 1 ст. 165, — отсылка в соответствующих случаях к законодательству страны гражданства усыновителя не соединена с пред­писанием соблюдения одновременно и требований законодательства дру­гого государства. Возникает вопрос о необходимости соблюдения требо­ваний ч. 2 п. 1 ст. 165 при усыновлении российских детей гражданами го­сударств, с которыми подписан договор о правовой помощи или Конвенция


стран СНГ от 22 января 1993 г., решающие коллизионные вопросы усы­новления. Видимо, по мнению Н.И. Марышевой, следует исходить из об­щего правила, установленного ст. 6 СК РФ, о преимуществе нормы меж­дународного договора. Однако это общее правило должно действовать в данном случае применительно к решению вопроса о подлежащем приме­нению материальном праве. Процедура же усыновления договорами не ре­гулируется, поэтому здесь действуют правила внутреннего законодатель­ства.

Статья 165 СК РФ, в отличие от ранее действовавшего законодатель­ства, не содержит норм, предоставляющих возможность усыновления детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, в консульских учреждениях РФ. Это связано с изменением порядка усы­новления детей: согласно ст. 125 СК РФ, усыновление должно произво­диться судом по правилам, предусмотренным ГПК. Однако до введения су­дебного порядка усыновления в действие продолжала действовать ст. 32 Консульского устава СССР. Поэтому усыновление детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, могло быть до вве­дения в действие судебного порядка усыновления осуществлено и в кон­сульских учреждениях России.

Согласно консульским конвенциям, заключенным нашей страной с не­которыми государствами (например, с Болгарией), консул имеет право оформлять усыновление в соответствии с законодательством представля­емого государства и договором о правовой помощи. По другим конвенциям (например, с Австрией) предусмотрено, что консулы имеют право произ­водить усыновление, когда усыновитель и усыновляемый являются граж­данами государства, назначившего консула. Действительность такого акта усыновления, совершенного в стране пребывания консула, будет опреде­ляться исключительно законами этой страны. В Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. Россия не участвует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: