Установление содержания иностранного права

Суд и другие органы российского государства, а также арбитражные организации стоят на позициях лояльного применения иностранного зако­нодательства во всех случаях, когда это основано на законе, правилах меж­дународного договора или на условиях сделки, заключенной российской организацией с иностранным контрагентом. В ст. 10 ГПК РСФСР предус­мотрено, что «суд в соответствии с законом применяет нормы иностран­ного права». Иностранное право должно применяться судом так, как оно применяется в стране, где это право действует.

Например, если речь идет о какой-либо статье Гражданского кодекса Бельгии, то она должна применяться так, как ее положения толкуются бельгийским кассационным судом. То обстоятельство, что в Бельгии, как и во Франции, действует один и тот же Кодекс Наполеона и что кассаци­онный суд Франции толкует статью иначе, значения не имеет. Неправиль­ное применение иностранного закона в той же мере, как и ошибка в при­менении отечественного закона, служит в РФ основанием для пересмотра судебного решения (в отличие, например, от практики ФРГ, Франции и ряда других стран).

Суд применяет не только иностранные законы, но и обычаи, и судебную практику иностранных государств в тех пределах, в каких они признаются источниками права в этих государствах. Содержание иностранного права


! 6. Исполнение судебных поручений

 

368 Глава 17. Рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия



может быть как установлено самим судом, так и доказано сторонами, за­интересованными в применении этого права.

Суд обязан установить содержание иностранного права. Для этого он может обращаться к содействию сторон, запрашивать тексты законов ино­странных государств у соответствующих учреждений и научных организа­ций. Для получения сведений об иностранном законодательстве суды (а также государственные нотариальные конторы) обращаются в Министер­ство юстиции РФ, которое при необходимости запрашивает в установлен­ном порядке соответствующие учреждения иностранных государств.

Согласно ст. 157 Основ гражданского законодательства 1991 года, при применении иностранного права суд, арбитражный суд, третейский судили административный орган устанавливают содержание его норм в соответ­ствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

В целях установления содержания норм иностранного права суд, ар­битражный суд, третейский суд или административный орган могут обра­титься в установленном порядке за содействием и разъяснением к компе­тентным органам или учреждениям в РФ и за границей либо привлечь экс­пертов.

Лица, участвующие в деле, вправе представить документы, подтверж­дающие содержание соответствующих норм иностранного права.

Аналогичные положения содержатся в ст. 12 АПК РФ.

Точно также Министерство юстиции РФ сносится с соответствующи­ми органами государств, заключивших договоры о правовой помощи, по вопросам предоставления сведений о действующем в РФ или действовав­шем в СССР законодательстве (п. 1 постановления Президиума Верхов­ного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О мерах по выполнению между­народных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам»).

Если установить содержание иностранного закона, несмотря на все по­пытки, не удается, суду приходится применять российское право. В зако­нодательном порядке этот вопрос решен в п. 2 ст. 157 Основ гражданского законодательства 1991 года, в котором предусматривается следующее: «Если содержание норм иностранного права, несмотря на принятые в со­ответствии с настоящей статьей меры, не установлено, применяется со­ветское право». Такой подход к решению вопроса соответствует практике других государств.

В этой связи отметим, что в Законе о международном частном праве Венгрии 1979 года предусмотрено такое правило: «Если содержание ино­странного закона не может быть установлено, то следует применять вен­герский закон» (ч. 3 § 5).


§ 6. Исполнение судебных поручений

По общему правилу, суд может выполнять процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Для осуществления таких действий за границей требуется согласие того государства, в котором они должны быть совершены. Поэтому процессуальные действия за пределами своей страны могут быть произведены лишь в порядке судебного поручения.

Особенно часто встречаются два случая, когда суду одного государства приходится обращаться за содействием к судебным органам другого госу­дарства. Первый случай — вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей. Например, во Франции открывается наследст­во, а один из наследников проживает в Москве. Французский суд обраща­ется к нашему суду с просьбой вручить извещение этому наследнику о слу­шании дела. Нужно не просто передать документы, а вручить их офици­альным образом, засвидетельствовать, что они получены определенным лицом и что оно было ознакомлено с их содержанием.

Второй случай — выполнение отдельных процессуальных действий, и в частности допрос свидетелей, находящихся за границей. Если суд счита­ет, что для выяснения обстоятельств по данному делу необходимо допро­сить свидетеля, проживающего за границей, он заранее составляет список вопросов к свидетелю. Допрос производится через судебные органы той страны, в которой проживает свидетель.

Таким образом, под судебным поручением понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства.

При обращении суда одного государства к суду другого государства может применяться один из четырех исторически сложившихся порядков.

Первый порядок — непосредственное обращение суда государства А к суду государства Б.

Второй порядок — дипломатический. Он заключается в том, что суд государства А обращается к своему министерству иностранных дел, кото­рое через свое посольство или консульство обращается в МИД государ­ства Б с нотой. МИД государства Б направляет поручение в соответствую­щий суд с просьбой о его исполнении.

Третий порядок — выполнение судебных поручений в государстве Б специальным уполномоченным, назначенным судом государства А. Этот порядок был применен сначала в Англии, а затем в США. Состоит он в следующем: если суду США надо допросить свидетеля, проживающего во Франциидо американский суд назначает кого-либо из французских граж­дан, предварительно с ним договорившись, своим уполномоченным, кото­рый и вызывает свидетеля, допрашивает его и направляет материалы до­проса в американский суд. Но этот уполномоченный не имеет права при-

24-872


§ 6. Исполнение судебных поручений

 

370 Глава 17. Рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия



нимать какие бы то ни было принудительные меры, обеспечивающие явку свидетеля.

Четвертый порядок — выполнение судебных поручений путем переда­чи их центральным органам юстиции (министерствам юстиции, прокура­туре и т.п.). Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей страны, который, в свою очередь, передает его центральному органу другой страны.

Порядок выполнения судебных поручений устанавливается в каждому стране ее внутренним законодательством и международными соглашения-) ми. Основной многосторонней конвенцией, регулирующей порядок испол-j нения судебных поручений, является Гаагская конвенция по вопросал гражданского процесса 1954 года. Конвенция допускает возможность на-j правления поручений из одного государства в другое какдипломатическил путем, так и путем непосредственной передачи их компетентным властяг. государства пребывания. При присоединении к Гаагской конвенции 1954 года СССР сделал заявление о том, что судебные поручения должны на­правляться в СССР в дипломатическом порядке через МИД СССР (соот­ветственно в РФ через МИД РФ).

Согласно Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и вне­судебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года, доку­менты передаются через центральные органы (как правило, ими являются министерства юстиции стран-участниц), что, однако, не исключает других способов передачи, причем страны-участницы обязаны использовать при этом единообразные формуляры. Порядок передачи судебных поручений четко предусмотрен Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 года. Для стран—участниц этих двух конвенций они заменяют в отношениях между ними соответствующие разделы Гаагской конвенции 1954 года.

Конвенция о международном доступе к правосудию 1980 года заменяет положения разд. Ill—VI Гаагской конвенции 1954 года. В основном эта конвенция с некоторыми изменениями воспроизводит положения Гааг­ской конвенции 1954 года. Наиболее существенное изменение касается порядка сношений при оказании правовой помощи. Если, как отмечалось выше, Гаагская конвенция 1954 года допускала возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и путем непосредственной передачи их соответствующим властям, то Кон­венция 1980 года ввела порядок сношений судов через центральные орга­ны, при котором передача поручений в основном должна осуществляться через эти органы, а не по дипломатическим и консульским каналам, хотя каждое государство может использовать для такой передачи и эти каналы. Таким образом, Конвенция 1980 года допускает для каждого государства лишь возможность использования дипломатического порядка, но не пред­усматривает такой обязанности.


; СССР заключил двусторонние соглашения об исполнении судебных поручений с США (1935 г.), Францией (1936 г.), Бельгией ('1945— 1946 гг.), ФРГ (1956—1957 гг.). Взаимное исполнение судебных поруче­ний предусмотрено также Соглашением между СССР и Австрией по во­просам гражданского процесса от 11 марта 1970 г., Конвенцией между СССР и Италией о правовой помощи по гражданским делам 1979 года, договорами о правовой помощи с Ираком (1973 г.), Финляндией (1978 г.), Грецией (1981 г.), Алжиром (1982 г.), Кипром (1984 г.), Сирией (1984 г.), Тунисом (1984 г.), НДРИ (1985 г.). Все эти соглашения предусматривают дипломатический порядок исполнения судебных поручений и действуют для РФ.

Исполнение в РФ судебных поручений иностранных судов и обращение судов РФ с поручениями к иностранным судам регулируются ГПК РСФСР.

В соответствии со ст. 436 ГПК РСФСР суды РФ исполняют передан­ные им в установленном порядке судебные поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и т.д.), за исключением случаев, когда исполнение по­ручений противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопаснос­ти РФ либо когда исполнение судебных поручений не входит в компетен­цию суда. Исполнение судебных поручений осуществляется судами на ос­нове российского законодательства с применением правил ГПК. Вместе с тем советские суды не отказывались при допросе свидетелей по поручени­ям судов Великобритании или США руководствоваться исходящими от этих судов вопросниками (interrogatoires), составленными по обычной в судах общего правила форме для прямого и перекрестного допроса.

В 1988 году из США (через посольство США и МИД СССР) поступило поруче­ние по иску Б. и др. к фирме «Дрессер индастриз инк.». Дело находилось в произ­водстве окружного суда графства Харрис в штате Техас. Иск был предъявлен родст­венниками американского специалиста Б., который погиб в СССР при испытании поставленного фирмой оборудования. В поручении американским суд просил полу­чить свидетельские показания должностных лиц московской больницы. Института хирургии им. Вишневского (Москва), Усинскои центральной областной больницы (Республика Коми). Кроме того, суд просил истребовать из Усинской центральной больницы историю болезни погибшего, а также представить медицинские записи и другие документы, рентгенограммы, отчеты, подтверждающие состояние Б., его на­блюдение и лечение. Во исполнение поручения были допрошены свидетели и истре­бованы для пересылки в США медицинская карта и другие документы.

: 1 Суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об ис­полнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений рос­сийских судов с иностранными судами определяется законодательством, РФ и ее международными договорами. Судебные поручения российских ' судебных органов судам иностранных государств должны направляться в

24*


372 Глава 17. Рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия

Министерство юстиции РФ, а затем за границу через МИД РФ. Поручения снабжаются переводом на соответствующий иностранный язык.

Поручения иностранных судов о производстве в РФ процессуальных действий должны направляться посольствами иностранных государств в МИД РФ. Оно направляет поручение в Министерство юстиции РФ, кото­рое, в свою очередь, направляет его соответствующему суду. Документы об исполнении поручения направляются российским судом через Минис­терство юстиции РФ в МИД РФ. Судебные органы могут принимать к своему исполнению только те поручения иностранных судов, которые были получены через МИД РФ. Если судебный орган получает непосредственно от иностранного суда поручение о производстве того или иного действия, то оно должно оставляться судами без исполнения.

Иной порядок исполнения судебных поручений установлен в договорах о правовой помощи, заключенных с Азербайджаном, Грузией, КНР, Кир­гизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Эстонией. Эти договоры устанав­ливают, что центральные учреждения юстиции сносятся между собой не­посредственно, а не по дипломатическим каналам. Они также содержат постановления о взаимном исполнении судебных поручений и поручений всех других учреждений юстиции, которые занимаются гражданскими, се­мейными и уголовными делами, к числу таких учреждений, кроме судов, органов прокуратуры и государственного нотариата, относятся также загсы, органы опеки и попечительства.

Многосторонней Конвенцией о правовой помощи стран СНГ от 22 ян­варя 1993 г. установлено, что при оказании правовой помощи компетент­ные учреждения юстиции сносятся друг с другом через свои центральные органы, если конвенцией не установлен иной порядок.

Договоры о правовой помощи СССР с Болгарией, Венгрией, Вьетна­мом, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией устанавливали порядок непосредственных сношений цент­ральных органов юстиции договаривающихся стран. Эти договоры продол­жают действовать для РФ (с Польшей Россия заключила новый договор).

Взаимные сношения органов юстиции существенно облегчаются тем, что они могут пользоваться при этом своим языком. Оказание правовой помощи, согласно договорам, может состоять в выполнении ряда процес­суальных действий (составление и пересылка документов, проведение обысков и выемок, пересылка и выдача вещественных доказательств, до­просы обвиняемых, свидетелей, исполнение поручений о вручении доку­ментов). Учреждение юстиции, к которому обращено поручение, применя­ет законодательство своего государства. Однако по просьбе учреждения, от которого исходит поручение, оно может применять процессуальные нормы государства, направившего поручение, если это не противоречит законодательству страны исполнения поручения. Все поручения об оказа­нии правовой помощи исполняются бесплатно.


 

§ 7. Признание и исполнение решений иностранных судов

Вопрос о возможности применения в РФ при исполнении поручения процессуального законодательства соответствующего иностранного госу­дарства, если оно не противоречит законодательству РФ, решается по про­сьбе учреждения, от которого исходит поручение о правовой помощи, Вер­ховным Судом РФ и Прокуратурой РФ (п. 2 постановления Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, се­мейным и уголовным делам»). По некоторым договорам о правовой помо­щи (с Болгарией, Чехословакией) предусмотрено выполнение поручений не только судов, прокуратуры и органов нотариата, но и загсов. В этих до­говорах установлено, что учреждения записи актов гражданского состоя­ния одной страны по ходатайству учреждений другой страны пересылают для служебного пользования выписки из книг регистрации актов граждан­ского состояния без перевода и бесплатно через свой вышестоящий орган.

В некоторых договорах (например, с Финляндией, Италией, Грецией, Алжиром, Тунисом, НДРИ, Кипром) предусмотрено, что оказание право­вой помощи не должно наносить ущерба суверенитету и безопасности, а также противоречить основным принципам законодательства запрашива­ющего государства (публичному порядку).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: