Релаксационно-респираторные методики дыхания при бронхиальной астме

В случае, если мокрота у больного плотная, высокой вязкости (бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, иногда при пневмониях и бронхитах), то следует использовать несколько иную тактику лечения и реабилитации. В этом случае мокрота во время дренажа эвакуируется за счет вязкости по стенке, используя механизм перистальтики бронхиол. Эту процедуру называют аутогенным дренажем.

Физиологически обоснованные подходы к лечению бронхиальной астмы включают лекарственную и немедикаментозную (прежде всего, физическую) терапию, направленную на расслабление гладкой мускулатуры воздухоносных путей (бронходилататоры) и подавление воспаления воздухоносных путей (противовоспалительные препараты).

Основным клиническим проявлением бронхиальной астмы, типичным для данного заболевания, является приступ удушья. Во время приступа гладкие мышцы бронхов спазмируются, а ткани, выстилающие дыхательные пути, набухают из-за воспаления и вырабатывают избыточное количество слизи. Диаметр дыхательных путей при этом уменьшается (такое состояние называется бронхоспазмом), и ребенку требуется больше усилий, чтобы вдохнуть и выдохнуть.

По степени тяжести бронхиальную астму классифицируют на легкое, среднетяжелое и тяжелое заболевание. Тяжесть течения определяется врачом на основании комплекса клинических и функциональных признаков, включающих в себя частоту, тяжесть и продолжительность приступов, а также состояния больного в периоды, свободные от приступов.

Так, при легкой степени тяжести, течение заболевания обычно характеризуется отсутствием классических развернутых приступов удушья, симптомы отмечаются реже 1-2 раз в неделю и кратковременны. Ночной сон пациентов характеризуется пробуждением от респираторного дискомфорта реже 1-2 раз в месяц. В межсимптомный период состояние больных стабильное.

Бронхиальная астма среднетяжелого течения характеризуется возникновением развернутых приступов удушья, возникающих чаще 1-2 раз в неделю. Приступы ночной астмы рецидивируют чаще двух раз в месяц.

Бронхиальная астма тяжелого течения характеризуется частыми обострениями заболевания, представляющими опасность для жизни пациента, продолжительными симптомами, частыми ночными симптомами, снижением физической активности, наличием сохраняющихся симптомов в межприступный период.

При бронхиальной астме, как и при ряде других заболеваниях органов дыхания, у больных постепенно может произойти изменение формы грудной клетки и осанки.

У детей следует обратить внимание на речь, косвенно свидетельствующую о достаточном объеме воздуха. Обрывистая и/или очень тихая речь, сдавленный голос могут указывать на недостаточность воздуха.

Наблюдения следует проводить, в том числе во время и после нагрузки, т.е. во время и после проведения занятия лечебной физкультуры. Возникновению бронхообструктивного синдрома при хронических заболеваниях легких способствуют:

· возрастные особенности дыхательных путей и грудной клетки (например, недоразвитие хрящевого каркаса у детей первых 3 лет жизни)

· преморбидный фон (недоношенность, отягощенный аллергический анамнез, рахит, дистрофия и т.д.)

· активное и пассивное курение

· врожденные пороки развития легких

· аспирационный синдром (у детей с неврологическими заболеваниями и желудочно-пищеводным рефлюксом)

· загрязнение воздуха окружающей среды

Одна из основных ошибок лечения больных в том числе и детей, с бронхиальной астмой - неоправданное стремление ограничить больного в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма.

Однако, по данным литературы регулярные тренировки в оптимальных условиях снижают частоту и тяжесть приступов. Видимо это происходит за счет широко известного гипосенсибилизирующего эффекта действия физической нагрузки на организм. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Данные, которые проанализированы у большого количества больных в мире, свидетельствуют о том, что такие виды физической активности, как бег, езда на велосипеде, катание на коньках или ходьба на лыжах, вызывают больший дискомфорт у пациентов с бронхиальной астмой по сравнению с плаванием. Действительно, целый ряд исследований подтвердил, что плавание является наименее астмогенным типом двигательной активности.

Одной из целей лечения бронхиальной астмы является снятие ограничений на повседневную активность, включая физическую нагрузку. Для этого необходимо:

· создать условия для дренирования бронхиального дерева;

· восстановить подвижность грудной клетки и нормальные амплитуды движений диафрагмы;

Успешная реализация перечисленных задач позволяет облегчить степень тяжести заболевания, усилить чувствительность патологического процесса к медикаментозной терапии (если она остается необходимой); сделать прогноз течения хронической болезни более оптимистичным.

Основная идея выхаживания больных с бронхиальной астмой – это обеспечение максимальной физической активности пациента.

Отмечено, что у большинства пациентов с бронхиальной астмой в холодную сухую погоду сильные приступы астмы обычно более выражены и возникают чаще. Другие исследования показывают, что сужение бронхов у больных астмой в состоянии покоя, по всей вероятности, обусловлено непосредственным снижением температуры дыхательных путей, а не общим охлаждением тела.

Противопоказаниями к применению физических средств при лечении бронхиальной астмы являются:

· астматический статус;

· тахикардия более 120 ударов в минуту;

· одышка более 25-40 дыхательных движений в минуту;

· выраженная легочно-сердечная недостаточность.

Основными задачами лечения бронхиальной астмы средствами лечебной физкультуры у детей являются:

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол, дренирование бронхиального дерева;

· расслабление дыхательной мускулатуры, обучение произвольному мышечному расслаблению;

· развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха, регуляция продолжительности фаз вдоха и выдоха;

· укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания, увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки;

· улучшение оксигенации крови и газообмена;

· достижение регресса обратимых и стабилизация необратимых изменений в легких, профилактика эмфиземы легких, пневмосклероза;

· обучение методике управления дыханием для самостоятельного купирования астматического приступа;

· увеличение функциональных резервов кардиореспираторной системы;

· повышение толерантности к физическим нагрузкам.

4.5. Положения, облегчающие дыхание:

В случае кашля эти положения используются потому, что это один из вариантов подавления кашлевого раздражения при неэффективном кашле. С другой стороны, углубление дыхания, происходящее в этих положениях, способствует эвакуации мокроты.

В данных положениях происходит облегчение дыхания за счет правильного положения грудной клетки при вдохе и сопутствующего этому расширения бронхов (снижение сопротивления дыхательных путей). Как следствие, дыхание углубляется. Благодаря снятию веса плечевого пояса и рук с грудной клетки уменьшается нагрузка на вспомогательную дыхательную мускулатуру.

Наиболее часто применяемые положения:

Пациент сидит на пятках, опирается на руки, согнутые в локтевых суставах (иногда под руки кладется небольшая подушечка). Голова повернута в сторону. Спина слегка округлена. Колени слегка раздвинуты, чтобы не ограничивать движений живота (рис. 4.15).

У грудных детей и детей раннего возраста положение с провисающим животом также оказывает положительное влияние. Ребенок лежит на животе. Свернутый из одеяла валик подкладывают под таз пациента, а валик меньшего размера – под верхнюю часть грудной клетки и под мышки. Необходимо следить за тем, чтобы не было препятствий движению живота (рис. 4.16)

Пациент сидит на стуле или на краю кровати, ноги шире плеч, сохраняя опору на полную ступню (в случае необходимости используется скамеечка для ног). Предплечья лежат на спинке стула, на столе и т.п. Спина слегка округлена. Голова лежит удобно на предплечьях или на подушке (рис. 4.17 а,б).

«Поза кучера»

Пациент сидит на стуле с широко расставленными коленями. Ноги стоят на полу. Локтями больной опирается на бедра. Положение головы индивидуально. Движения живота беспрепятственны. (возможен вариант, когда ребенок опирается на бедра не локтями, а кистями рук) (рис. 4.18).

«Поза паши»

Пациент в положении сидя, прислонившись к спинке сидения и удобно положив предплечья на подлокотники (по индивидуальным показаниям можно на подлокотники подложить подушки до уровня плеч). Под колени подкладывается валик, обеспечивающий удобную опору. Движения живота беспрепятственны (рис. 4.19).

Находясь вне лечебного учреждения или вне дома, часто невозможно занять названные выше положения. В этом случае используется положение стоя, прислонившись к стене, дереву и т.д. (рис. 4.20).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: