Тема 7. Мышление и речь

Понятие о мышлении как отражении существенных свойств действительности в опосредствованной и обобщенной форме. Значение мышления в психической деятельности человека. Соотношение мышления и чувственного познания. Логический и психологический аспекты анализа мышления.

Виды мышления и основания их классификации. Теоретическое и практическое мышление. Словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное мышление. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Методы изучения и развития мышления учащихся в учебном процессе. Учет индивидуальных особенностей и закономерностей мышления в педагогической деятельности.

Понятие о языке и речи. Значение речи в психической деятельности человека. Речь как средство мышления. Виды и функции речи. Значение и смысл слова. Методы исследования и развития речи.

Основные понятия: мышление, понятие, наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, интеллект, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, дедукция, индукция, суждение, умозаключение; речь, язык.

Тема 8. Воображение и творчество

Понятие о воображении, его основные отличия от образов восприятия и памяти. Значение воображения в поведении и деятельности человека.

Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоциональными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, осознание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Конструктивная и защитная функции воображения.

Виды образных явлений, изучаемых в психологии. Виды активного воображения: воссоздающее и творческое. Механизмы создания образов воображения. Роль воображения в научном, техническом, художественном творчестве. Виды творческой фантазии: конкретная и абстрактная, образная и логическая; их соотношение. Сновидения и грезы как виды воображения. Методы исследования воображения. Проявления и развитие воображения в учебной деятельности. Значение воображения в педагогической деятельности.

Основные понятия: воображение, галлюцинации, агглютинации, гиперболизация, типизация, акцентирование, схематизация, заострения, творчество, творческое воображение, фантазия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: