Вопросы к зачету и экзамену по разделам 4 и 5

1. Педагогическая психология в системе психологической науки. Предмет и задачи педагогической психологии. Зарождение педагогической психологии. Этапы становления.

2. Различные подходы в понимании предмета и разделов педагогической психологии. Понятие о психологии обучения и психологии воспитания.

3. Психологическая сущность и структура процесса учения. Понятие об обучении, его сущности и целях в психолого-педагогических исследованиях.

4. Общие и частные цели обучения. Психологические составляющие обучения.

5. Проблема соотношения обучения и развития в психологии и ее решение в работах Л.С. Выготского. Зона ближайшего и зона актуального развития. Обучаемость.

6. Понятие о традиционном и развивающем обучении. Недостатки традиционного обучения.

7. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения.

8. Принципы традиционной и гуманистической парадигм обучения, их сравнительный анализ.

9. Возникновение психологических теорий обучения в 50-70-е годы XX века.

10. Теория программированного обучения (Б.Ф. Скиннер). Обучающая программа. Виды программирования (линейное, разветвленное, смешанное) и их характеристика.

11. Алгоритмизация в обучении (Л.Н. Панда). Понятие об алгоритме и алгоритмическом процессе. Виды и примеры алгоритмов в обучении.

12. Теория проблемного обучения (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т. В. Кудрявей, И.Я. Лернер и др.). Сущность проблемного обучения. Проблемная ситуация и проблемная задача. Этапы проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций на уроке.

13. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину. Понятие об ориентировочной основе действий. Типы ориентировок. Реализация теории поэтапного формирования в обучении и структуре урока.

14. Исходные положения теории, разработанные Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым.

15. Знаково-контекстное обучение (А.А. Вербицкий). Понятие о знаково-контекстном обучении. Деловые игры как одна из форм современного вузовского и послевузовского образования.

16. Теория личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская, Е.В. Бондаренко, В. В. Сериков). Учащийся как субъект познания. Учет индивидуально-психологических характеристик обучающегося в обучении.

17. Теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин. В.В.Давыдов, А.К. Маркова, И.И. Ильясов). Проблема содержательного обобщения в обучении. Переход от учения к учебной деятельности.

18. Понятие учебной деятельности. Структура (компоненты) учебной деятельности.. Учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка и их характеристика. Реализация учебной деятельности на уроке.

19. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

20. Учет возрастных особенностей учащегося в процессе обучения. Психические и личностные новообразования как ориентиры в определении специфики обучения и целей учебной деятельности.

21. Младший школьник, подросток, старший школьник, студент - субъекты учебной деятельности.

22. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости и трудностей в обучении.

23. Мотивация учения. Внешние и внутренние мотивы. Мотивы "понимаемые и реально-действующие" (А.Н. Леонтьев). Широкие социальные, узко-личностные и учебно-познавательные мотивы (Л.Н. Божович).

24. Одаренные и способные школьники. Типология способных детей. Проблемы, с которыми сталкиваются одаренные и способные дети в школе. Организация обучения одаренных и способных детей.

25. Понятие о воспитании. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Соотношение понятий "социализация" и "воспитание". Взаимосвязь обучения и воспитания. Ценностные ориентации и их характеристика.

26. Моральное развитие и усвоение культурно-исторического опыта людей в процессе воспитания. Психологические механизмы формирования личности.

27. Самооценка и ее воспитательное значение. Технологии воспитательных воздействий и их психологические основы. Организация самовоспитания.

28. Педагогическая профессия среди других профессий Мотивы выбора педагогической деятельности в качестве профессии.

29. Понятие педагогической деятельности Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы.

30. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Мотивация и центрация педагогической деятельности.

31. Понятие о стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. Классификации стилей деятельности и поведения в психологии (К. Левин, Г.М. Андреева, Г.Б. Морозова). Стили педагогической деятельности и их характеристика (А.К. Маркова, А.Я. Никонова).

32. Урок как основная организационная единица процесса обучения. Проблемы психологического анализа урока. Уровни психологического анализа урока.

33. Учитель как субъект педагогического труда. Профессионально значимые качества личности учителя. Индивидуальные особенности и педагогические способности. В

34. Виды и структура педагогических способностей. Направленность и другие личностные свойства. Соответствие человека педагогической деятельности. Методы диагностики педагогических способностей и свойств личности учителя.

35. Понятие о социальной психологии. Особенности развития социальной психологии на различных этапах ее становления. История развития отечественной социальной психологии.

36. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Разделы социальной психологии. Связь с педагогикой и другими науками.

37. Основные методы социально-психологического исследования. Их отличительные особенности от методов общей психологии. Специфика наблюдения, эксперимента и других методов в социально-психологическом исследовании. Референтометрия. Социометрия. Анкетирование.

38. Использование социально-психологических методов исследования в педагогической деятельности, в практике обучения и воспитания.

39. Понятие общения. Значение общения для развития человеческого общества и отдельного человека. Общение и деятельность. Педагогическое общение. Структура общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная и их взаимосвязь.

40. Специфика человеческой коммуникации. Строение коммуникативного процесса. Причины искажения информации в общении людей. Вербальные и невербальные средства общения.

41. Речь как средство коммуникации. Виды речи. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.

42. Невербальные средства общения и их классификация. Мимика, пантомимика. Жесты. Тембр речи, интонация, эмоциональные включения и речь. Позы и взаимное расположение участников общения, психологическое пространство. Контакт глаз.

43. Условия эффективной коммуникации учителя и учащихся. Обмен действиями, планирование общей деятельности. Выработка форм и норм совместных действий в процессе общения.

44. Мотивы взаимодействия. Стратегии взаимодействия. Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта.

45. Конфликтная ситуация, инцидент, конфликтные действия. Причины конфликтов. Межэтническое взаимодействие. Проблема национальных конфликтов. Формы разрешения конфликтов и методы их угашения.

46. Специфика разрешения конфликтов в различных направлениях психологии (гуманистическая психология, бихевиоризм, транзактный анализ, нейролингвистическое программирование).

47. Картография конфликта. Конфликты в педагогической деятельности, в практике обучения и воспитания и методы их разрешения.

48. Понятие социальной перцепции. Идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, каузальная атрибуция как механизмы социальной перцепции.

49. Понятие аттракции, приемы формирования аттракции. Формирование первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия (эффект ореола, аналогии с собой, стереотипизации и др.).

50. Понятие социального стереотипа. Роль и формы социальных стереотипов в педагогическом общении. Проявления социальной перцепции в педагогической деятельности, в общении учителя и учащихся.

51. Понятие группы и ее основные характеристики. Большие и малые группы. Классификация малых групп; первичные и вторичные группы, формальные и неформальные группы, референтные группы.

52. Структура группы. Социометрическая структура малой группы. Коммуникативная структура малой группы.

53. Структура социальной власти в малой группе. Лидерство и руководство в группе. Стиль лидерства.

54. Руководство группой в педагогическом процессе. Социально-психологические характеристики школьного класса и педагогического коллектива.

55. Психология больших социальных групп и движений. Общественное мнение, общественная оценка, социально-психологическая компетентность населения, массовое настроение, слухи.

56. Социально-психологическая характеристика этнических и религиозных сообществ. Психология толпы.

57. Отношения официальные, неофициальные, по вертикали и по горизонтали, деловые и личные, эмоционально-непосредственные и обусловленные совместной деятельностью.

58. Виды групп в зависимости от характера межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорации, коллектив. Стадии и уровни развития группы.

59. Социально-психологические характеристики школьного класса и педагогического коллектива. Групповые нормы. Принятие группового решения.

60. Феномен группового давления. Конформизм и нонконформизм. Социально-психологический климат социальных организаций.

61. Межличностная совместимость. Феномен межгруппового взаимодействия. Характеристика внутригруппового межличностного конфликта. Виды групповых конфликтов. Последствия групповых конфликтов. Групповое сплочение и определяющие его факторы.

62. Деятельность педагога по сплочению групп воспитанников. Возможности использования социально-психологического тренинга в работе педагога и воспитателя.

63. Этнопсихология как наука, изучающая факты, закономерности проявления психической типологии, ценностных ориентации, поведения, представителей той или иной этнической общности.

64. Понятие об этнокультуре, этническом самосознании, национальном характере, этнопедагогике. Влияние национальной культуры на формирование личности.

65. Влияние языка, фольклора, преданий, традиций, обычаев, верований на социализацию личности.

66. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация как усвоение личностью социального опыта.

67. Роль общения и деятельности в процессе социализации. Социальная установка и реальное поведение. Институты социализации.

68. Проблема развития личности. Теория "персонализации" А.В. Петровского. Личность как совокупность "личностных вкладов" в других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: