Лекция 1. Предмет, структура и методы психологии

Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются факты психической жизни, закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: «психе» – душа и «логос» – слово или ученье. Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний, недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества телесных специальных устройств. Общий план строения нервной системы у всех позвоночных один и тот же. Ее основными элементами являются нервные клетки или нейроны, функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение. Часть нейронов проводит возбуждение от рецепторов к центральной нервной системе, другая часть – от нее к эффекторам, но подавляющее большинство нейронов осуществляет связи между различными пунктами самой нервной системы, состоящей из двух главных отделов – головного мозга и спинного мозга. Верхнюю часть головного мозга образуют большие полушария, покрытые шестислойной массой нейронов, носящие название коры. Кора – важнейший орган психической деятельности.

По современным научным представлениям, спинной мозг и мозговой ствол осуществляют главным образом те формы рефлекторной деятельности, которые являются прирожденными (безусловные рефлексы), тогда как кора больших полушарий – это орган приобретаемых при жизни форм поведения, регулируемых психикой.

В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Поражение лобных долей сказывается не на элементарных, а на высших формах поведения. Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Головной мозг является сложной системой органов, деятельность которых обуславливает психику высших животных и человека. Содержание психики определяется внешним миром, с которым взаимодействует живое существо.

Отрасли психологии. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии. Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология – изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т.д.).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова, психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Методы психологии. Как все естественные науки, психология располагает двумя методами получения факторов, подлежащих дальнейшему анализу, – методами наблюдения и эксперимента, которые в свою очередь, имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности.

Наблюдение становится методом психического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических факторов. Регистрацией фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Эти наблюдения отличаются от научного, прежде всего своей случайностью, неорганизованностью и бесплановостью.

Научное психологическое наблюдение в отличие от житейского предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта поведения деятельности к объяснению его внутренней психологической сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Важным требованием к психологическому наблюдению является наличие четкого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.

Разновидностью наблюдения будет психологический анализ продуктов деятельности. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков, Сюда же относится метод обобщения независимых характеристик, полученных при наблюдении личности в различных видах деятельности.

Основной инструмент получения новых психологических факторов объективного научного познания – это экспериментальный метод.

В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Различают два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный эксперимент.

Характерный признак лабораторного эксперимента в том, что его проводят в специальных условиях с помощью психологической аппаратуры, а действия испытуемого определяется инструкцией. С помощью лабораторного эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д.

Естественный эксперимент по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные естественные условия (урок, беседа, игра и т.д.). Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом.

Психологические методы могут быть использованы не только для целей исследования, но и для целей испытания. Такими методами, с помощью которых психолог стремится установить определенные психологические качества личности, являются тесты.

Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений и т.д. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок.

История становления научной психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Великий философ Аристотель, в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота».

Таким образом, первый этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Второй этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Третий этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, – а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Четвертый этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году, В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: