Интерактивное занятие в форме «мозгового штурма»
Цель занятия: организация коллективной мыслительной деятельности с целью наиболее качественного усвоения учебного материала и формирования навыков коллективного поиска оптимального решения.
Подготовительный этап:
1. Разделение учебной группы студентов на мини-группы по 3-5 человек, в каждой группе избирается эксперт, в обязанности которого входит фиксация всех идей и отбор наиболее удачных (5-7 мин.).
2. Разминка (20-25 мин.): фронтальный экспресс-опрос; студенты дают чёткие и краткие ответы на вопросы преподавателя:
а) определите место НДФЛ в налоговой системе России.
б) кто является плательщиком НДФЛ? Назовите отличия налоговых резидентов и нерезидентов.
в) что является объектом и налоговой базой НДФЛ?
г) охарактеризуйте систему налоговых вычетов по НДФЛ.
д) какие налоговые ставки применяются при налогообложении доходов физических лиц в России?
е) охарактеризуйте порядок исчисления и уплаты НДФЛ.
3. Постановка учебной задачи: поиск всех возможных путей выхода из проблемной ситуации:
|
|
По методам установления различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Суть прогрессивной налоговой ставки заключается в увеличении размера ставки с ростом налоговой базы. В современных налоговых системах выбор налоговой прогрессии в большей мере связан с понятием дискреционного (свободного) дохода, т.е. дохода, используемого по собственному усмотрению. Теоретически дискреционный (свободный) доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, используемым на удовлетворение первоочередных потребностей. Дискреционный доход определяет истинную платежеспособность лица. С ростом совокупного дохода уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат и возрастает доля дискреционного дохода. Тогда при пропорциональном налогообложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем состоятельный, т.к. доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемого за счет этого свободного дохода, выше. Возникает теоретическая необходимость градации размера налога в соответствии с иерархией потребностей налогоплательщика.
Свою позицию аргументировано обоснуйте, обращаясь к положениям действующего налогового законодательства Российской Федерации, учебному материалу и научным работам.
Аналитический этап:
1. Основная сессия «мозгового штурма»: самостоятельная работа студентов в группе без участия преподавателя (15-20 мин.) по оформлению собственной позиции и предложений.
2. Экспертиза и формулирование окончательных позиции и предложений (5-10 мин.), при этом эксперты могут покинуть помещение аудитории и вернуться после того, как работа будет закончена.
Заключительный этап: подведение итогов в каждой группе студентов (25-30 мин.). Выступления экспертов и обсуждение конечных результатов.