Лекция №15. Трудовые споры

Цель лекции: дать понятие и основные характеристики трудовых споров.

Ключевые слова: трудовые отношения, согласительная комиссия, забастовка.

Трудовой спор - это разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законодательства о труде, о выполнении условий трудового, коллективного договоров, не урегулированные ранее между работником (представителем работника) и работодателем (представителем работодателя).

В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса РК трудовые споры рассматриваются по соглашению сторон или в судебном порядке. Согласно п. 2 ст. 171 Трудового кодекса РК трудовые споры по соглашению сторон могут рассматриваться согласительной комиссией.

Согласительная комиссия (далее - Комиссия) создается на паритетных началах из равного числа представителей работодателя и представителей работников по соглашению сторон.

Представители работников в согласительную комиссию избираются общим собранием (конференцией) организации.

Представители работодателя в состав Комиссии назначаются руководителем организации.

Количественный состав представителей работодателя должен соответствовать количественному составу представителей работников, определенному решением общего собрания. Численный состав Комиссии и срок ее полномочий определяется представителями сторон. Члены Комиссии, на первом организационном заседании избирают из своего состава председателя и секретаря. Председатель и секретарь Комиссии считаются избранными, если за них проголосовало более половины членов Комиссии. Председателем Комиссии может избираться представитель от любой из сторон.

Организационно-техническое обеспечение согласительной комиссии (предоставление оборудованного помещения, оргтехники, необходимой литературы, организация делопроизводства, учет и хранение заявлений работников и дел, подготовка и выдача копий решений и т.д.) осуществляется работодателем.

Комиссия является органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих между работником и работодателем, в процессе трудовых отношений.

Работник вправе обратиться в Комиссию для рассмотрения трудовых споров в пределах сроков, установленных гражданским законодательством, поскольку иное не предусмотрено законодательством о труде. Заявление работника, поступившее в Комиссию, подлежит обязательной регистрации у секретаря комиссии. Отказ в приеме заявления не допускается. Секретарь обязан передать заявление на рассмотрение Комиссии, которая должна вынести мотивированное решение.

Трудовой спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание Комиссии рассмотрение заявления должно быть отложено. При вторичной неявке работника без уважительных причин Комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь.

Заявление в этом случае рассматривается как поступившее впервые. Комиссия может приглашать на заседание свидетелей, специалистов организации для выяснения обстоятельств дела. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов, в равном процентном отношении от представителя работника и работодателя. Согласительная комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в трехдневный срок со дня подачи заявления. На каждом заседании Комиссии обязательно ведение протокола по установленной комиссией форме, в котором записывается ход рассмотрения трудовых споров. По результатам рассмотрения принимается решение согласительной комиссии.

Решение по окончании заседания подписывается председателем и секретарем. Копии решения заседания комиссии вручается работнику и работодателю в трехдневный срок.

К решению Комиссии предъявляются особые требования, оно должно быть четким, категоричным и приниматься большинством голосов ее членов. В случае не согласия отдельных членов с мнением большинства, то они вправе выразить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу.

Если в процессе исполнения решения Комиссии между сторонами спора возникают разногласия по поводу его толкования, то она вправе вынести дополнительное решение, разъясняющее первое. Решение согласительной комиссии, удовлетворившего требования заявителя, исполняется противоположной стороной немедленно (статья 177 Трудового кодекса РК).

Трудовой кодекс РК устанавливает правовые основы, регулирующие порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку.

Коллективные трудовые споры - это разногласия между работодателем (объединением работодателей) и коллективами работников (представителями работников) по поводу установления и изменения условий и оплаты труда в организациях, заключения, выполнения коллективных договоров и соглашений, а также по вопросам применения положений действующего законодательства, коллективных договоров и соглашений.

Работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.

Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с правовыми актами, учредительными документами организации, лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их учредительными документами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им.

Примирительные процедуры - последовательное рассмотрение коллективного трудового спора первоначально в примирительной комиссии, а при недостижении согласия в ней - в трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия - орган, создаваемый по соглашению между работодателем и трудовым коллективом для урегулирования коллективного трудового спора путем примирения сторон.

Трудовой арбитраж - временно действующий орган, создаваемый сторонами коллективного трудового спора с привлечением уполномоченных лиц для разрешения спора при недостижении соглашения в примирительной комиссии.

Посредник - лицо или организация, привлекаемые сторонами коллективного трудового спора для оказания посреднических услуг по его разрешению.

Забастовка - мера борьбы трудового коллектива за удовлетворение своих социально-экономических и профессиональных требований в коллективном трудовом споре между трудовым коллективом и работодателем, выражающаяся в полном или частичном прекращении работы (невыходе на работу, невыполнении трудовых обязанностей) членами трудового коллектива на определенный срок или на срок до удовлетворения работодателем требований трудового коллектива.

Требования трудового коллектива по вопросам установления и изменения условий и оплаты труда в организациях, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и иных соглашений между коллективом работников, с одной стороны, и работодателем, с другой стороны, формируются и утверждаются на общем собрании (конференции) большинством голосов членов данного коллектива, либо делегатов конференции. Выдвинутые коллективом требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Интересы трудового коллектива представляют уполномоченные им представители или орган. В качестве уполномоченного органа могут выступать отраслевые или территориальные органы профессиональных союзов. Стороны коллективного трудового спора должны принять необходимые меры для урегулирования спора по соглашению друг с другом.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Индивидуальные трудовые споры, порядок разрешения.
  2. Коллективные трудовые споры и порядок их рассмотрения.
  3. Забастовка как способ защиты трудовых прав работников.

Рекомендуемая литература:

1.Уваров Трудовое право РК. Алматы, 2006г.

2. Нургалиева Е.Н., Ермагамбетова Ж.Б. Индивидуальные трудовые споры. – Алматы, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: