Комиссии по трудовым спорам (КТС)

Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномочен­ного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права, и его территориальных органов (государствен­ных инспекций труда), (в ред. Федерального закона от 30.06.2006№ 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществ­ляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполно­моченного на проведение государственного надзора и контроля за со­блюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. (вред. Федерального закона от 30.06.2006№ 90-ФЗ)

Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осу­ществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимо­сти и гласности, (в ред. Федерального закона от 30.06.2006№ 90-ФЗ)

Основными задачами федеральной инспекции труда являются: (в ред. Федерального закона от 30.06.2006№ 90-ФЗ)

• обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граж­дан, включая право на безопасные условия труда;

• обеспечение соблюдения работодателями трудового законодатель­ства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права;

• обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее
эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• доведение до сведения соответствующих органов государственной
власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреб­лений, которые не подпадают под действие трудового законодатель­ства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права, (вред. Федерального закона от 30.06.2006№ 90-ФЗ)

Трудовой спорэто неурегулированное разногласие между работодателем и работником (индивидуальный трудовой спор) или работодателем и коллективом работников (коллективный трудовой спор).

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, закреплено в п. 4 ст. 37 Конституции РФ.

Трудовой кодекс РФ определяет индивидуальный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, (ст. 381).

Такими органами являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды. КТС — это постоянно действующий орган, создаваемый в организации специально для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Он образуются из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

КТС рассматривает все трудовые споры, кроме тех, для которых предусмотрен судебный или особый порядок рассмотрения.

Работник имеет право обратиться в КТС в трехмесячный срок с того дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. А КТС должна рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление или уполномоченного им представителя. Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы. Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

• работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки-причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

• работодателя — о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Также в судах рассматриваются споры об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Для работника срок обращения в суд установлен такой же, как и в КТС — 3 месяца, за исключением споров о восстановлении на работе — в этом случае работник имеет право обратиться в суд в течение 1 месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.

Трудовые споры рассматриваются мировыми судьями, кроме споров о восстановлении на работе, которые рассматриваются районными судами. При этом работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Для отдельных категорий работников может быть предусмотрен особый порядок рассмотрения трудовых споров.

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Для разрешения коллективного трудового спора Трудовой кодекс предусматривает проведение примирительных процедур, которые состоят из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Трудовой арбитраж это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Если примирительные процедуры не дали результата, либо работодатель уклоняется от участия в них, или не выполняет достигнутое соглашение, работники могут прибегнуть к крайней мере разрешения трудового спора: забастовкевременному добровольному отказу (полностью или частично) от исполнения трудовых обязанностей. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Работодатель не вправе применять дисциплинарные взыскания за участие в забастовке. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП).

Законодательством строго регламентирован порядок объявления и проведения забастовки, предусмотрена возможность признания забастовки незаконной и последствия такого признания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: