Трудовой спор

Определение понятия индивидуального трудового спора со­держится в ст. 381 ТК РФ, в соответствии с которой индивиду­альный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права, коллективного договора, соглашения, тру­дового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Кроме того, индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудо­вых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъя­вившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Исходя из приведенного определения, можно провести клас­сификацию видов индивидуальных трудовых споров по различ­ным основаниям.

В зависимости от особенностей субъектного состава разли­чаются следующие виды индивидуальных трудовых споров:

а) по специфике работодателя — 1) с работодателем — юри­дическим лицом; 2) с работодателем — физическим ли­цом (особенность в том, что все эти споры разрешаются в судебном порядке);

б) по специфике работника — 1) с лицом, которое изъявило желание заключить трудовой договор с работодателем, но ему было отказано; 2) с работником данного работо­дателя; 3) с лицом, ранее состоявшим в трудовых отно­шениях с этим работодателем. По способу разрешения индивидуальные трудовые споры делятся на:

1) споры, разрешаемые в общем порядке, когда спор разре­шается в комиссии по трудовым спорам, а затем в суде;

2) споры, разрешаемые в судебном порядке, когда в комис­сию по трудовым спорам обращаться не нужно;

3) споры, разрешаемые в особом порядке, когда спор раз­решается в вышестоящем в порядке подчиненности орга­не либо в суде.[3]

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в соответствии со ст. 382 ТК РФ являются комиссии по трудовым спорам и суды. Определить, какой именно орган должен разрешать спор по существу, значит определить его подведомственность.

Порядок рассмотрения трудового спора — это установ­ленная для данного юрисдикционного органа определенная форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявле­ния и заканчивая вынесением решения по данному делу. Он включает объективное исследование всех обстоятельств дела и применение к ним соответствующих норм права.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров ре­гулируется Трудовым кодексом и иными федеральными закона­ми, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах оп­ределяется, кроме того, гражданским процессуальным законода­тельством Российской Федерации. Большое значение для разре­шения индивидуальных трудовых споров имеет судебная практи­ка и, в частности, постановления Пленума Верховного Суда РФ".

В соответ­ствии со ст. 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образу­ются по инициативе работников и (или) работодателя из равно­го числа представителей работников и работодателя. Предста­вители работников в комиссию по трудовым спорам избирают­ся общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конферен­ции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

Компетенция комиссии по трудовым спорам определена в ст. 385 ТК РФ, которая предусматривает, что комиссия по тру­довым спорам является органом по рассмотрению индивидуаль­ных трудовых споров, возникающих в организациях, за исклю­чением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмот­рения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комис­сией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Срок обращения в комиссию по трудовым спорам. Работ­ник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трех­месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважитель­ным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спо­ра в комиссии по трудовым спорам закреплен в ст. 387 ТК РФ. Заявление работника, поступившее в комиссию по трудо­вым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмот­реть индивидуальный трудовой спор в течение десяти кален­дарных дней со дня подачи работником заявления[4].

Спор рассматривается в присутствии работника, подавше­го заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмот­рение спора в отсутствие работника или его представителя до­пускается лишь по его письменному заявлению. В случае не­явки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторич­ной неявки работника или его представителя без уважитель­ных причин комиссия может вынести решение о снятии вопро­са с рассмотрения, что не лишает работника права подать заяв­ление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается право­мочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии по тру­довым спорам ведется протокол, который подписывается пред­седателем комиссии или его заместителем и заверяется печа­тью комиссии.

Конституция РФ признает право на индивидуальные и кол­лективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения и закрепляет в ст. 37 право на забастовку. В соответствии с этими конститу­ционными положениями в 1995 г. был принят Закон РФ «О по­рядке разрешения коллективных трудовых споров»', который применяется в настоящее время в той части, которая не проти­воречит Трудовому кодексу РФ.

Определение понятия коллективного трудового спора дает­ся в ст. 398 ТК РФ, в соответствии с которойколлективный трудовой спор это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их пред­ставителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного пред­ставительного органа работников при принятии актов, содер­жащих нормы трудового права, в организациях. Из этого определения коллективного трудового спора в юридической литературе выделяют два его признака: коллек­тивный характер и особый предмет разногласий.

Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организации, ее филиала или представительства, иного обо­собленного структурного подразделения) и объединенные об­щими профессиональными (социально-трудовыми) интереса­ми. Коллективный трудовой спор возникает между работника­ми и работодателем или работодателями, т.е. вторая сторона спора также может быть представлена своеобразным коллек­тивом — работодателями данной отрасли, территории и т.п.

Однако коллективный характер одной или обеих сторон разногласий не может служить безусловным основанием для признания возникшего конфликта коллективным трудовым спором. Существует второй обязательный признак, характери­зующий коллективный трудовой спор, — его предмет. Такой спор может возникнуть по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллек­тивных договоров, соглашений, отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в орга­низации.

Условия труда устанавливаются законом и нормативными правовыми актами, включая указы Президента РФ, постанов­ления Правительства РФ, акты министерств и ведомств. При­менительно к коллективным трудовым спорам имеют значе­ние лишь те условия труда, которые установлены или могут быть установлены работодателем.

Таким образом, коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками (хотя бы одной его стороной является коллектив) и направлен на защиту тех прав работ­ников, которые связаны с их участием в правовом регулирова­нии трудовых отношений и реализации норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования[5].

Для того чтобы неурегулированные разногласия между ра­ботниками и работодателями были квалифицированы как кол­лективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указан­ных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным. Поэтому споры по поводу применения законов и нормативных правовых актов (за исклю­чением соглашений и коллективных договоров), даже если они затрагивают интересы всех работников организации, не могут рассматриваться в качестве коллективных.

Все коллективные споры — это споры сфе­ры социально-партнерских отношений на различных их уров­нях. Сторонами в коллективном трудовом споре являются кол­лективы, объединения работников и работодатели, их объеди­нения в лице соответствующих представителей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: в органи­зации, на федеральном, отраслевом, региональном, професси­ональном, территориальном уровне.

Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предус­мотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Действующее трудовое законодательство предусматривает определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который включает в себя несколько этапов разбиратель­ства:

1) урегулирование разногласий самими сторонами спора; 2) примирительные процедуры; 3) забастовка в качестве край­него средства для разрешения коллективного трудового спора. Первые два этапа разбирательства принято рассматривать как мирные процедуры разрешения коллективных трудовых спо­ров.

Первый этап разрешения коллективного трудового спора предполагает урегулирование разногласий самими сторонами, так как коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники дол­жны их оформить выдвижением своих требований.

Если работодатель удовлетворяет требования работников, то на этом урегулирование разногласий завершается. В том случае, если работодатель отклоняет все или часть требований работников (или их представителей) либо не сообщает о своем решении в установленные сроки, можно говорить о начале кол­лективного трудового спора. Согласно ст. 398 ТК РФ момент начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или не­сообщение работодателем (его представителем) своего реше­ния, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

С момента начала коллективного трудового спора стороны должны перейти к примирительным процедурам. Согласно ст. 398 ТК РФпримирительные процедуры — это рассмотре­ние коллективного трудового спора в целях его разрешения при­мирительной комиссией, с участием посредника и (или) в тру­довом арбитраже.

В соответствии со ст. 401 ТК РФ рассмотрение коллектив­ного трудового спора примирительной комиссией является обя­зательным этапом. При недостижении согласия в примиритель­ной комиссии стороны коллективного трудового спора перехо­дят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже[6].

Согласно ст. 407 ТК РФ Служба по урегулированию кол­лективных трудовых споров — это система государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерально­го органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров пу­тем организации примирительных процедур и участия в них.

Служба по урегулированию коллективных трудовых спо­ров выполняет следующие функции: осуществляет уведоми­тельную регистрацию коллективных трудовых споров; прове­ряет в случае необходимости полномочия представителей сто­рон коллективного трудового спора; формирует список трудо­вых арбитров; проводит подготовку трудовых арбитров, спе­циализирующихся в разрешении коллективных трудовых спо­ров; выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению; оказывает методическую помощь сторо­нам коллективного трудового спора на всех этапах разреше­ния этих споров; организует в установленном порядке финан­сирование примирительных процедур; организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимо­действии с представителями работников и работодателей, орга­нами государственной власти и органами местного самоуправ­ления[7].

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предус­мотренные Трудовым кодексом РФ. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных про­цедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллек­тивного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора примири­тельной комиссией.

Примирительная комиссия является пер­вым органом по рассмотрению коллективного трудового спора и создается в срок до трех рабочих дней с момента его начала. Решение о создании комиссии согласно ст. 402 ТК РФ оформ­ляется соответствующим приказом (распоряжением) работода­теля и решением представителя работников. Формирование примирительной комиссии возможно в организации, на уров­не отрасли, субъекта Российской Федерации и т.п.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной осно­ве. Стороны коллективного трудового спора не вправе укло­няться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, так как примирительная комиссия является обязатель­ной стадией разрешения коллективного трудового спора.

С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложе­ны функции по урегулированию коллективных трудовых спо­ров, Министерство труда и социального развития Российской Федерации утвердило Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией'.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен при­мирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момен­та издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: