1. Составьте в форме таблицы историческую справку о развитии института классного руководства в России.
Год, период | Название должности | Основные функции |
1871–1872 | ||
1917–1934 | ||
1934–1941 | ||
1941–1945 | ||
1945–1958 | ||
1958–1984 | ||
1985–1991 | ||
1991–2001 | ||
2001–2012 |
Материал для таблицы вы найдете в § 1 главы.
2. Проведите своеобразный рефлексивный анализ работы вашего бывшего (школьного) классного руководителя путем выставления трехбалльных оценок выполнению каждой из функций и задач, отраженных в «Положении о деятельности классного руководителя МОУ СОШ №...» (§ 2). Баллы в вашей оценке будут соответствовать:
«1» – не выполнял; «2» – посредственно выполнял; «3» – выполнял активно. На основе этого анализа попытайтесь дать интегрированную оценку качества выполнения функций вашим бывшим классным руководителем.
1) Предложите куратору вашей группы провести с вашим (вашей группы) участием «малый педсовет» (совещание преподавателей, работающих с вашим коллективом), на котором проанализируйте особенности и качество вашей учебной работы и наметьте меры по исправлению недочетов, если таковые имеются. Понятно, что такая форма общения с преподавателями может показаться вам рискованной… Но докажите наличие у вас силы духа и воли. То, что такие встречи (да еще и проведенные по вашей инициативе!) полезны, никто, пожалуй, не усомнится…
|
|
2) Составьте характеристику одного из товарищей по группе: постарайтесь учесть все черты и особенности, которые проявляются: а) в учебной работе; б) во взаимодействии с коллективом группы; в) во взаимоотношениях с окружающими людьми. Обсудите эту характеристику в группе (несомненно, с согласия товарища, которого вы характеризуете), оцените объективность, внимательность, деликатность и принципиальность характеризующего.
3) Составьте совместно план работы группы (факультета, класса, в который вы пойдете на практику), соблюдая все рекомендации по планированию и стараясь наполнить план интересными и полезными делами.
Предварите свой план анализом, отражающим особенности развития вашей группы, систему взаимоотношений ее членов.
Сформулируйте задачи, которые по-настоящему актуальны для вашего коллектива.
3. Проведите минидискуссию на практическом занятии по теме: «Допустимо ли (целесообразно ли) посещать семьи учеников». Попробуйте инсценировать приход учителя в дом к ученику и возможные варианты поведения участников этой встречи… Юмор уместен.
4. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
|
|
Какие факторы должны совпасть, чтобы воспитательный потенциал коллектива оказался максимально эффективным? Может ли учитель «подобрать» и упорядочить эти факторы?
Почему учебная или воспитательная работа в коллективе детей практически всегда эффективнее индивидуальной?
Что способствует проявлению негативных факторов влияния детского сообщества на человека в условиях межличностного, внутригруппового общения? Что дает учителю знание этих факторов?
Насколько реальным представляется вам использование классного часа для решения личных и личностных проблем школьников?