Как это ни печально, но приходится отмечать, что законы честного, добросовестного экономического и социального поведения, которые культивировались величайшими русскими писателями и поэтами, общественными деятелями, представителями культуры в XIX и XX столетиях, так и не привились на российской почве. Хуже того, в последние десятилетия наблюдается прогрессирующая эрозия этих базисных принципов общественного процветания.
Первопричина подобной ситуации, корни коей прорастают в историческую «русскую вольницу», видится в том, что россияне издавна привыкли к насаждению дисциплины, порядка, ответственности, исполнительности с помощью государственного веления, кнута, системы наказаний. Истины ради отметим, что и в давние времена стремление обмануть казну, стащить государственное, общественное добро не порицалось в народе, а иногда почиталось и повторялось. Но в прошлые годы в насаждаемом сверху порядке уважение к законам, правилам, установлениям, принципам выполнения обязательств, соблюдения условий договора, признания прав собственности в приемлемых пределах наблюдалось и снизу, в массах, в народе.
Рыночные свободы, либерализация и демократизация управления были восприняты в России весьма своеобразно. Они оказались осознанными прежде всего как вседозволенность, освобождение от сковывающих пут законоуважения и законоисполнительности, от обязательности соблюдения заповедей и исполнения обещаний, от почитания общепризнанных норм делового поведения. Обман превратился из исключения в норму, в правило построения экономических взаимоотношений, начиная с рекламы и завершая посулами из уст высокопоставленных лиц.
Проявление закона обязательного обмана порождает дух взаимного недоверия, подрывающего корни экономики и бизнеса, усугубляемого недоверием со стороны внешних партнеров. Чтобы изменить ситуацию, как справедливо замечает Ю.М. Лужков, должно прежде всего достичь доверительных отношений с народом, с «объектом управления».
Закон «невозможности»,