Чтобы ознакомление с российскими «законами Паркинсона», характеризующими свойства экономического пространства — среды нашего обитания, не вызвали чрезмерно горький, удручающий осадок, приведем некоторые забавные и одновременно ироничные высказывания в виде мини-законов возникновения жизненных ситуаций и психологии экономического поведения в вольных переводах и переложениях Юрия Лужкова.
Закон Хеллера.
Главное заблуждение науки об управлении — убеждение, что такая наука существует.
Закон Джейкоба.
Человеку свойственно ошибаться. Но еще более ему свойственно винить в своих ошибках других людей.
Совет Берке.
Не ставь задачу, если не знаешь решение.
Постулат Персига—Лужкова.
Число разумных объяснений бесконечно. Число разумных действий ограниченно. Как правило, оно одно-единственное.
Закон Дилберта.
Каждый способен, может выполнить любой объем работы, если это только не та работа, которую он обязан выполнить.
Универсальный парадокс трудовых затрат.
|
|
Первые 90% работы отнимают 10% времени. Последние 10% — все остальное время.
Закон вероятности по-российски.
Наиболее вероятно из происходящего в России — теоретически невозможное.
Вольный перевод постулата Купера.
Новые законы создаются, чтобы возникли новые лазейки в законах.
Теорема Малека.
Любая простая по замыслу идея может быть выражена сложным образом.
Первая заповедь подчиненным.
Никогда не показывай руководителю, что ты умнее его.
Метапостулат Хорнгрена.
Для экономистов реальный мир — частный случай экономической системы.
Постулат Гаттузо.
Нет такой плохой ситуации, которая не могла бы стать еще хуже.
Парадокс Сегала.
Имеешь одни часы — знаешь который час. Имеешь несколько — уже не уверен.
Теорема Миллера.
О глубине лужи можно сказать уверенно, только когда в нее попадешь.
Закон подлости.
Неисправная машина начинает работать, как только приходит вызванный мастер по ремонту.
Закон падающего бутерброда.
Случайно уроненный бутерброд падает маслом вниз, особенно если на полу дорогой ковер.
Закон необходимости.
Если нельзя, но надо — значит можно.
Правило Ричарда.
Стоит выбросить вещь, в которой уже давно нет надобности, как она тут же понадобится.
Закон Веллингтона.
Наверху собираются сливки. И пена тоже.
Закон Мэйлса.
Угол (точка) зрения зависит от занимаемого места.
Приведенные законы, принципы, правила, теоремы, постулаты интересны не только тем, что они порождают горестные восприятия и одновременно улыбку. Думается, что в огорчительно-забавных сентенциях есть и много поучительного, реально отражающего закономерности психологии экономического поведения людей и в России, и во всем мире.
|
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ
(по Фатхутдинову Р.А.)
1. Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса)
Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном качестве).
Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены, наоборот, снижается, т. е. покупатель либо не имеет средств купить этот товар, либо он покупает товар-заменитель.
2. Закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения)
Предложение - это тот аспект рыночных отношений, который характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, предлагаемым продавцом, изготовителем или посредником. Закон предложения характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке.Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок стимулирует увеличение объема предложения, продавцам (изготовителям) выгодно увеличивать объем продаж. И наоборот, если цена на данный товар на рынке (под действием рыночных механизмов, а не продавца) будет снижаться, то продавцам становится невыгодно предлагать данный товар на данном рынке, и его предложение будет сокращаться.
3. Закон зависимости между предложением и спросом
Механизм действия этого закона следующий (рисунок 1): кривая предложения показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке.
Кривая поднимается из точки Е в точку С. Закономерность объясняется тем, что чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность соответствующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или использования других факторов, а в длительный промежуток времени — за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной. Кривая спроса показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Кривая идет вниз, из точки А в точку С. Закономерность объясняется тем, что потребитель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже. Например, более низкая цена позволит покупателям, приобретающим товар, покупать большее количество и даст возможность потребителям, которые не могли позволить себе покупку, начать приобретать этот товар, отказавшись от товаров-заменителей. Две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения, т. е. при равновесных цене (Ц) и количестве товара (V ). В этой точке (точке С) нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем. Чтобы понять, почему это происходит, предположим, что первоначально цена была выше равновесного уровня, например Ц 1. Тогда производители будут пытаться изготовлять и продавать больше товара, чем потребители готовы его купить. В этом случае будет скапливаться излишек, и чтобы распродать этот излишек и не допустить его роста, производителям следует снижать цену. Когда цена будет снижаться, спрашиваемое количество товара будет, увеличиваться, а предлагаемое количество товара уменьшаться до тех пор, пока не будет достигнута цена равновесия Ц Р.
Объем продаж, шт
Рис. 1. Зависимость между предложением и спросом
Противоположная ситуация возникает, если цена первоначально была ниже Цр, положим Ц 2 (точка Д). В этом случае будет развиваться дефицит, потому что при этой цене потребители не смогут купить столько товаров, сколько бы они хотели. Это создаст давление на цены в сторону их повышения. Потребители при этом будут стремиться обойти друг друга, чтобы купить имеющийся товар, а производители отреагируют на это повышением цен и расширением производства. В конечном итоге цена опять достигнет уровня Цр. Закон действует в условиях свободной, или чистой, конкуренции. В условиях монополии цены устанавливаются не рынком, а монополистами. Поэтому нужно следить за соблюдением антимонопольного (антитрестовского) законодательства. Степень изменения цены при изменении спроса или предложения определяется показателем эластичности (зависимости). В общем виде эластичность по цене равна отношению изменения объема продаж (в процентах) к изменению цены товара (в процентах) за одинаковый период.
|
|
4. Закон конкуренции
Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены.
Закон конкуренции — объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции. Никто никого не заставляет повышать качество работы, кроме угрозы банкротства. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены. Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии разработанного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах введены антимонопольные и антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов (например, в США - в 1890 г.), где суть антимонопольного законодательства - регламентация нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, устанавливает принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм. В России основу антимонопольного законодательства составляет Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканском и местных товарных рынках. Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. ГКАП России утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Установленные в соответствии с данными рекомендациями характеристики товарных рынков используйте для определения доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения на товарных рынках. ГКАП России формирует Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов.
|
|
5. Закон экономии времени
В экономической теории закон экономии времени рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости.
Этот подход охватывает только затраты в сфере производства товара, без увязки их с будущими затратами в сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя. Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара, тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда (который потребуется затратить для получения от товара полезного эффекта). Математически закон экономии времени будет иметь следующий вид:
(ПТ+ЖТ+БТ) / Пс = min, (1)
где ПТ — затраты прошлого (овеществленного) труда на производство или потребление товара;
ЖТ — затраты живого труда, т.е., заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар на данной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (или необходимый и прибавочный труд);
БТ—затраты будущего труда, которые будут осуществляться в будущие периоды для производства или потребления товара;
Пс — суммарный, за нормативный срок службы, полезный эффект или отдача товара у потребителя.
Сумма прошлого, живого и будущего труда — это совокупный труд за жизненный цикл товара (в конкретной экономике— совокупные затраты). Доля каждого вида труда в совокупном труде изменяется в динамике. Например, перед началом маркетинговых исследований совокупный труд равен будущему, т. е. к исследованиям еще не приступили, не понесли никаких затрат. После окончательной утилизации товара, наоборот, весь совокупный труд равен прошлому труду, т.е. в будущем уже не надо будет нести по данному товару какие-либо затраты. Будущий труд при наступлении соответствующей стадии раскладывается на прошлый и живой труд.
На эффективность и, соответственно, конкурентоспособность товара прежде всего оказывают влияние три фактора: себестоимость, качество и затраты у потребителя. Ориентация любой деятельности на потребителя требует уточнения приоритетов:
1) сначала повышать качество товара;
2) потом снижать затраты у потребителя (прежде всего за счет высокого качества товара и условий его применения);
3) затем снижать себестоимость товара.
Чтобы одновременно повышать качество и снижать затраты, нужно применять современные научные подходы и методы (функционально-стоимостный анализ, прогнозирование, моделирование, оптимизацию и др.).
6. Закон убывающей доходности
Исследование уровня эффективности инвестиций показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности.
Например, при повышении интенсивности конкуренции приращение каждой последующей доли рынка требует больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период. Или достижение каждой последующей тысячной доли безотказности машины требует средств во много раз больше, чем на достижение предыдущей такой же доли безотказности. К примеру, для повышения коэффициента безотказности машины с 0,995 до 0,996 требовалось 15 000 ден. ед., а с 0,996 до 0,997 - 40 000 ден. ед.