1)По отраслям (в зависимости от предмета регулирования): – уголовно-правовые, администнративные, гражданско-правовые, трудовые и т.д.)
2) - материальные (предназначены для регулирования общ отношений путем прямого регулирования этих отношений),
- процессуальные (закрепляют процессуальные формы, необходимыедля защиты норм материального права)
3) По методам правового регулирования:
- императивные (категорические предписания, не оставляют права выбора)
-диспозитивные (возможность выбора варианта поведения в пределах закона)
- поощрительные (нормы- предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант поведения)
- рекомендательные (предоставляется право самому определять поведение при этом указывается наиболее предпочтительный вариант, Государство как бы санкционирует последующее принятие организацией локальных норм)
4) По характеру предписаний (способам правового регулирования):
- запрещающие,
-управомачивающие,
- обязывающие.
|
|
5) По выполняемым функциям:
-регулятивные (устанавливают прва и обязанности участников правоотношений)
-охранительные (направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания)
- специализированные (направлены на регулирование других норм):
· Нормы-принципы, Декларативные, дефинитивные, оперативные (рег. ввод, применение других норм), коллизионные (правила разрешения коллизий м/у нормами)
6) По времени действия: - постоянные, - временные (переходные положения)
7) По кругу лиц: -общие, -специальные, -индивидуальные (о президенте)
8) По субъекту правотворчества: -законы, - подзаконные акты, кот делятся на нормы правительственных актов, ведомственных актов, актов глав местной администрации.
9) – имеющие обратную силу, - не имеющие.