Условия нормального психического развития (А.Р. Лурия).
Причины нарушений в развитии: врожденные генетические и негенетические; приобретенные природовые и приобретенные послеродовые. Факторы риска аномального развития. Единство биологических и социальных факторов. Л.С. Выготский о «социальном вывихе» как одной из важнейших причин детской дефективности. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития.
Дискуссионные аспекты классификации нарушений развития у детей. Новые тенденции в характеристике сущности аномалий в психическом развитии детей в свете изменений отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии и организации помощи.
Тема 3. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Лекция (2 часа)
Основы психологической диагностики. Цели психолого-педагогической диагностики. Организационные формы диагностики. Условия проведения обследования.
Методы и методики психолого-педагогической диагностики. Стандартизированный и клинический метод обследования. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием педагогического наблюдения. Психологическое обследование в предшкольном возрасте. Обследование ребенка в младшем школьном возрасте.
|
|
Переориентация научных исследований от изучения особенностей к выявлению особых образовательных потребностей детей. Проектирование психолого-педагогических условий социальноэмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями.
Отношение к людям с различными отклонениями в развитии. Стигматизация.
Семинарские занятия (4 часа)
Общие основы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии: принцип комплексности, принцип целостности психолого-педагогического обследования; изучение в процессе ведущей деятельности и др. Характеристика современных подходов к психологической диагностике отклоняющегося развития и знакомство с конкретными методиками в контексте указанных направлений. Психологический диагноз, его виды. Выделение важнейших элементов структуры нарушенного развития. Психологическое заключение. Психолого-педагогическая диагностика как средство определения особых образовательных потребностей и психологических условий их реализации.
Тема 4. КОМПЕНСАЦИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ КАК КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ