Лекция (4 часа)

Исторический аспект рассмотрения понятия компенсации: основные направления в понимании проблемы компенсации. Теория социальной компенсации Л.С.Выготского. Уровни реализации компенсаторных процессов. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Фазы (этапы) компенсационного процесса.

Понятие коррекции. Влияние коррекционно-педагогического воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребёнка. Коррекция как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков. Коррекция как специфическое воздействие, направленное на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция произношения отдельных звуков, коррекция речи).

Понятие профилактики. Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.

Понятие социальной адаптации. Трудности взаимодействия с социальной средой, снижение способности адекватного реагирования на происходящие изменения и требования у аномальных детей в связи с дефектом.

Абилитация и реабилитация. Специальные виды реабилитации. Этапы реабилитационного процесса. Принципы реабилитации. Включение аномального ребёнка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду в соответствии с психофизическими возможностями.

Общие подходы к эффективной реабилитации и профилактике, которые необходимо использовать в работе с любыми категориями детей. Подходы к личностному развитию детей. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного недоразвития в дошкольном возрасте.

Л.С. Выготский о роли обучения в развитии аномального ребенка. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей. Учёт глубины и структуры дефекта аномальных детей при определении содержания, принципов и организации учебного процесса специальных коррекционных учреждений. Зона ближайшего развития как объективное основание в выборе общей образовательной стратегии для ребенка и определении индивидуальных подходов к развитию, обучению и воспитанию. Формула обучаемости. Направления и методы корректирующего и восстановительного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: