Раздел 2 «теоретические представления о природе

ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ»

Тема 5. ОТСТАВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ЕГО ФОРМЫ: НЕДОРАЗВИТИЕ И ЗАДЕРЖАННОЕ РАЗВИТИЕ

Лекция (4 часа)

Отставание и его формы: недоразвитие (умственная отсталость) и задержанное развитие (ЗПР).

Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Понятия «умственной отсталости», «слабоумия». Основные формы умственной отсталости. Олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте. Причины умственной отсталости. Систематика олигофрений по этиологическому признаку.

Общие признаки умственной отсталости (раннее поражение центральной нервной системы, последующее прекращение заболевания). Центральные определяющие дефекты при умственной отсталости: дефицит любознательности и замедленная, затрудненная восприимчивость к новому. Необратимый характер дефекта при умственной отсталости. Классификация по степени выраженности дефекта: идиотия, имбецильность, дебильность.

Задержанное развитие. История выделения из детской популяции, представленность в популяции, межполовые различия. Гармонический психофизический инфантилизм. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Причины задержки психического развития. Варианты задержанного развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органический (К.С. Лебединская). Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.

Семинарские занятия (6 часов)

Наследственные формы умственной отсталости (синдром Дауна). Психолого-педагогическая характеристика познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с недоразвитием психических функций. Психологическое сопровождение социализации умственно отсталых детей

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Типичные особенности детей с ЗПР: несформированность мотивов учебной деятельности, низкая работоспособность и др. Обратимость дефекта. Психолого-педагогические особенности дошкольников с ЗПР. Психологические особенности младших школьников с задержкой психического развития. Психическое и социальное развитие детей с различными формами ЗПР.

Пограничные дефекты. Причины, факторы школьной дезадаптации.

Тема 6. ПОВРЕЖДЕННОЕ И ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: