Понятие и признаки трудового коллектива

Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы (совокупности лиц, объединенных в силу пространственной общности, деятельности, профессии, случайных обстоятельств и т. п.), всегда выступающей по отношению к другим группам как единое целое. Именно группы являются главным объектом управления, в том числе кадрового.

От группы надо отличать круг общения ¾ некоторое число лиц, поддерживающих постоянные контакты между собой. Он не имеет четкого отличительного признака и постоянного состава, оказывает меньше влияния на людей и меньше контролирует их поведение. Круг общения бывает служебным, предопределяемым должностными связями, и личным, основывающимся на эмоциональных отношениях.

На практике выделяют прежде всего круг ближайшего общения, включающий особо доверенных лиц (обычно не более 5 человек). С ними у субъекта существует тесная эмоциональная связь, возможность обсуждать и решать любые проблемы, не боясь утечки информации.

С людьми, включенными в круг постоянного или периодического общения, регулярно рассматриваются только официальные вопросы. Обычно в него входят руководитель, все непосредственные подчиненные и часть коллег, с которыми осуществляется служебное взаимодействие.

Круг эпизодического общения охватывает всех сослуживцев, а также лиц за пределами организации.

Для каждого из этих кругов характерна своя этика и нормы поведения, которые нельзя нарушать. В противном случае человек подвергнется общественному осуждению.

При переходе в другой круг общения, когда прежние отношения частично разрушаются или обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум. В него, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе корыстные, люди, желающие как можно скорее утвердиться при «новой власти».

Поэтому на новом месте не следует в первые же дни с кем-то тесно сближаться; лучше сначала внимательно, не торопясь присмотреться к другим. Это важно, поскольку удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в новом окружении.

Рассмотрим общие характеристики группы, которые необходимо знать менеджеру. В соответствии со степенью тесноты контактов участников выделяют несколько типов групп:

¨ конгломерат (толпа), состоящий из случайных лиц;

¨ объединение (стая) ¾ временное образование для решения конкретных разовых проблем;

¨ коллектив.

Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять определенным признакам, среди которых основные:

¨ цель, отражающая осознанные потребности и являющаяся общей для всех ее членов (а не просто одинаковой, сходной);

Пока группа не имеет осознанных потребностей, она не может предпринять осознанных действий.

¨ психологическое признание участниками друг друга на основе общности интересов, идеалов, принципов; сходство или дополняемость черт характеров. Специфика отношений между людьми в коллективе определяется совокупностью профессиональных и личностных качеств, возрастом, опытом, квалификацией, полом;

¨ практическое взаимодействие людей, направленное на достижение цели, в результате которого возможности группы оказываются большими, чем сумма возможностей ее участников;

На это существует несколько причин.

Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека.

Во-вторых, вследствие неминуемо возникающей специализации труда удается существенно повысить его производительность.

В-третьих, в процессе совместной деятельности у участников помимо их воли возникает дух соревнования, основанный на психологическом законе стремления к первенству, мобилизующий скрытые резервы и существенно повышающий интенсивность труда.

В-четвертых, создаются условия успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными участниками.

¨ наличие культуры, представленной общими ценностями, нормами, правилами поведения, традициями и т. п.;

Склонность к поддержанию традиций существует у каждого коллектива. В результате него формируется комплекс представлений о своей значимости, превосходстве над другими, придающий ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность.

¨ использование системы социального контроля, позволяющей воздействовать на участников через надзор, санкции, поощрения;

¨ существование четко выраженной структуры.

Такая структура может быть:

¨ функциональной (с учетом выполняемых производственных задач);

¨ политической (исходя из принадлежности к тем или иным группировкам);

¨ социально-демографической (например, по полу, возрасту, образованию и проч.);

¨ социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями);

¨ поведенческой, определяемой активностью людей (ядро, недифференцированная часть);

¨ мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения) и проч.

Менеджеру следует знать, что в рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:

¨ дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

¨ дружеское соперничество в отдельных сферах в рамках в целом позитивного взаимодействия;

¨ формальное сотрудничество при фактическом нейтралитете;

¨ соперничество в рамках формального сотрудничества при взаимном недоверии, ориентация на индивидуальные цели даже при совместной работе;

¨ соперничество и негативные отношения друг к другу в рамках общей деятельности (кооперация антагонистов).

Членство в коллективе обеспечивает людям:

¨ удовлетворение естественной потребности в общении и принадлежности к группе себе подобных;

¨ обретение поддержки и защиты;

¨ признание упехов и достижений.

В то же время, находясь в коллективе, люди хотят сохранять индивидуальность, отличаться от других, быть достойными уважения за свои собственные достоинства.

Воздействуя на людей, коллектив во многом (в 40% случаев) способствует изменению поведения, поскольку они:

¨ имеют возможность чужими глазами взглянуть на себя, оценить свои поступки;

¨ вынуждены приспосабливаться к окружающим;

¨ получают дополнительные импульсы, стимулирующие творческую активность, стремление к совершенствованию, к первенству.

В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает благоприятным и неблагоприятным. Так, позитивно настроенный коллектив способен противостоять антисоциальному поведению отдельной личности, а негативно настроенный ¾ и сам оказывать на нее разлагающее влияние.

В свою очередь люди также пытаются воздействовать на коллектив, делать его более удобным для себя. Сильная личность может даже подчинить его себе, в том числе путем конфликта; слабая же, наоборот, сама ему подчиняется, растворяется в нем в обмен на заботу о своем благополучии.

Идеальная, с управленческой точки зрения, ситуация характеризуется доверительными партнерскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: