Практическая часть. 1. Согласуйте сказуемое с подлежащим

1. Согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принима…тся администрацией школы. 3. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил… о нашем приходе. 4. Такси стоял… у ворот дома. 5. Ты и твои друзья окаж… нам помощь и на этот раз.

2. Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор.

1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 2. Плащ-палатка (был, была) уже (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак. 3. “Известия” уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 4. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода. 5. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 6. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

3. Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

1. Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. 2. За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты. 3. Поступили в продажу две (новые, новых) модели автомобиля. 4. (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5. Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований. 6. (Полные, полных) три года мы изучали иностранный язык. 7. Три (соседние – соседних) здания были построены недавно. 8. Квартира делилась на две (неравные – неравных) части. 9. (Первые – первых) два места поделили российский гроссмейстер и венгерский мастер.

4. Согласуйте определения.

1. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон). 2. И первая, и вторая (половина – половины) встречи прошл… в исключительно быстром темпе. 3. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультетов – факультета). 4. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (областях – области). 5. Ученик старательно записывает в тетрадь глаголы I и II (спряжения – спряжений).

5. Поставьте топонимы в нужном падеже.

1. В городе (Москва), из города (Челябинск), к станции (Рига), у станции (Вильнюс), в деревне (Ивашково). 2. У реки (Лена), к реке (Волга), на озере (Селигер), от озера (Ильмень), над (Ладожское) озером. 3. На улице (Большая Полянка), с улицы (Петровка), к планете (Марс), в Республике (Швейцария), над горой (Казбек).

6. Допишите окончания в приложениях-географических названиях.

1. Некоторое время он жил в городе Алма – Ат… 2. Упорные бои шли на реке Висл… 3. Родом он был из села Крюков… 4. Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера Байкал… 5. Теплоход приближался к острову Кипр… 6. Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид… 7. Альпинисты остановились у подножия горы Казбек… 8. Поезд приближался к станции Тул… 9. Астрономы изучали движение планеты Марс… 10. Много рыболовецких судов было в порту Находк…

7. Устраните недочеты, связанные с согласованием.

1. Первый раз часть членов бригады получили деньги у метро “Ленинские горы”, а второй раз – в ресторане “Вильнюс”. 2. СМУ-3 обеспечила их бригаду транспортом на 30 – 40%. 3. Анализируя добытые по делу доказательства, судебная коллегия считает, что факт платы подсудимыми Босняцким и Рогальским бригадных денег посторонним лицам за работу не нашли своего подтверждения в судебном заседании. 4. Судебная коллегия исключает из обвинения сумму 2827 рублей – оплата проезда. 5. Потерпевшей Маракулиной было нанесено шесть колото-резаных ран передней брюшной стенки с повреждением внутренних органов, повлекшие острую кровопотрею. 6. На протяжении ряда лет ряд шахт недопустимо затягивают освоение проектных мощностей. 7. Соседи охарактеризовали потерпевшую как спокойную, уравновешенную женщину, готовой пожертвовать собой ради других. 8. На исследование отправлены кусок стекла от фар автомашины, обнаруженных на месте происшествия. 9. При совмещении осколков стекол, обнаруженные на месте происшествия, по линии проломов с осколками, изъятых при осмотре автомашины ВЮ 23 – 50, они не совмещаются. 10. Кроме того, в августе 1989 года Шарапов в группе с другими подростками совершили кражу мотоцикла у гр-на Собакина. 11. Действия Власкина отличаются по своему содержанию особой дерзостью, повлекшие насилие над двумя лицами.

8. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужный падеж, объясните выбор падежей.

1. В каждой группе осталось по (несколько) детей. 2. По (окончание) лекции все собрались уходить. 3. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. 4. Хорошей погоды порой ждали по (много) дней. 5. Встречались часто, по (настроение).

9. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. С полученными словосочетаниями составьте предложения.

1. Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание). 2. Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение). 3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).

10. Вставьте пропущенные окончания. Дайте семантико-стилистическую характеристику данных конструкций.

1. Нельзя не признать эт… роман…. 2. Я не ожидал тв… критик…. 3. Я давно не получал тако… удовольстви…. 4. Я еще не посмотрел эт… кинокартин…. 5. Мы не ожидали от встречи так… разочарован….

11. Поставьте заключенные в скобки слова в нужном падеже.

I. Встретиться (друг), мечта (счастье), преклонение (талант), долг (родина), уплатить (квартира), вдохнуть (свобода), скучать (родители).

II. 1. Не разбей (окно)! 2. Он не смог перенести (переживания). 3. Мы не виделись всего месяц, но уже соскучились по (он). 4. По (мы) можно проверять часы – всегда приходим вовремя. 5. Я желаю (встреча) с этим человеком.

12. Из вариантов, данных в скобках, употребите те, которых требуют управляющие слова.

Выяснить (обстоятельства, об обстоятельствах), посягать (здоровьем, на здоровье), закреплены (в статье, статьей), показывать (о чем, чем, что), установить (о невиновности, виновность), признать (нетрудоспособность, о нетрудоспособности), запамятовать (об обстоятельствах, обстоятельства), квалифицировать (статьей, по статье), учесть (обстоятельства, об обстоятельствах), частное определение (по адресу, в адрес), сознался (в хулиганстве, о хулиганстве).

13. Устраните ошибки, связанные с нарушением норм управления.

1. Подсудимый Бариков, злоупотребляя служебным положением, решил оплатить за работу авансовой премией. 2. Сумма премии превышает предел, установленный Положением о премировании, согласно которого премия не должна превышать 0,5 тарифной ставки рабочего. 3. Щелкунов узнал возможность трудоустройства бригады на временную работу. 4. Босняцкий заключил договор на выполнение работ на определенную сумму. 5. С отдела кадров пришло письмо о том, что направляется бригада Рогальского в количестве 25 человек. 6. Первое целевое задание на бригаду Рогальского готовил Лескин. 7. Подсудимые Босняцкий и Рогальский обвиняются в хищении по заработной плате. 8. Об этом же пояснил свидетель Райлян. 9. Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы, потрепевшей Меркулиной было нанесено шесть колото-резаных ран. 10. Мы выяснили об отношениях Шаркут и Чегодаевой. 11. Об этом вменяют ей органы предварительного расследования, о чем подтверждено и в судебном заседании. 12. Суд приговорил: Конторского Ивана Даниловича подвергнуть к одному году исправительных работ. 13. Гараж Солонцова расположен на ул. Щорса. 14. Настоящее уголовное дело возбуждено зам. прокурором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: