Утомление – это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.
Различают два вида утомления - физическое и умственное
- Умственное утомление характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью при попытке сосредоточиться.
- Физическое утомление – снижением физической работоспособности, ухудшением координации движений, уменьшением силы мышц.
По внешним и внутренним признакам утомления контролируют физическую нагрузку.
К внешним признакам утомления относят изменение цвета кожи, повышение потоотделения, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений. По степени выраженности этих признаков различают три степени утомления:
· Легкая – дыхание ровное, но учащённое, небольшое покраснение кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощущение бодрости.
· Значительная ( переутомление 1 степени): значительное покраснение кожи, одышка, жалобы не усталость, боль в мыщцах и суставах, большая потливость, восстановление частоты пульса и дыхания происходит замедленно. Некоторое нарушение координации при выполнении упражнений.
· Очень большая, резкое переутомление ( переутомление 2 степени):подавленное состояние, нарушение координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота, поверхностное дыхание через рот, резкое покраснение или побледнение кожи.
К внутренним признакам относят появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание или даже головокружение. В таких случаях занятие надо прекратить.
Для того, чтобы не уставать, необходимы:
- правильная дозировка нагрузок;
- чередование упражнений связанных с напряжением и расслаблением;
- благоприятный эмоциональный фон.
Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. Но при появлении неблагоприятных признаков переутомления 1 и 2 степени надо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть. Во время отдыха выполнить упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания и обязательно обратиться к учителю или врачу.
К профилактическим приёмам снятия утомления при умственном утомлении являются физкультурные минутки (3-5 упр. в течение 1-2 мин) и физкультурные паузы (5-7 упр. в течение 3-5 мин). Их цель повышение продуктивности умственной работы, предупреждение нарушения осанки.
Ответ 2 ( Что понимается под тестированием физической подготовленности и с помощью каких тестов можно определить развитие силы, быстроты, выносливости?)
ТЕСТ – это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В физическом воспитании такими испытаниями являются физические упражнения (двигательные задания), с помощью которых оценивают развитие физических качеств человека.
ТЕСТИРОВАНИЕ – это процесс непосредственного выполнения тестов.
Полученное в ходе измерений числовое значение (например выраженное в секундах, сантиметрах, метрах) является результатом тестирования (теста).
Например: прыжок в длину с места – это тест; процедура проведения прыжков в длину и измерение результата – тестирование, длина прыжка – результат теста.
На основе результатов тестирования можно:
- Сравнивать физическую подготовку отдельных учащихся;
- Проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;
- Осуществлять контроль за обучением (тренировкой) школьников и спортсменов;
- Выявлять преимущества и недостатки применяемых средств (физических упражнений), методов обучения и форм организации занятий.
Для комплексной оценки физической подготовленности занимающихся необходимо проводить несколько тестов различной направленности (например, на силу, быстроту, выносливость)
СИЛА – сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание на перекладине, подъём переворотом, жим штанги и т.д
БЫСТРОТА – бег на 20 и 30м с хода, бег на 30,60,100м (на скорость преодоления дистанции)
ВЫНОСЛИВОСТЬ – бег на 600, 800,1000м (дети 7-10 лет),2000м(11-14 лет), 3 000м (15-18 лет), бег на лыжах 3 км, 12-минутный беговой тест Купера, 6-минутный бег и др.
БИЛЕТ 14
1. Расскажите об основных правилах самостоятельного освоения двигательных действий («от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от освоенного к неосвоенному»),
2. Общие требования безопасности при проведении туристических походов.