Тема 1. Предмет и задачи курса

Экономика и управление

Предприятием

конспект лекций

Таганрог, 1997


ББК 65.9(2р)29я73

Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций. Таганрог, ТРТУ, 1997. 374с.

ISBN

Интегральный курс "Экономика и управление предприятием" разработан в соответствии с концепцией экономического образования студентов инженерных специальностей и требованиями образовательных стандартов.

Курс предусматривает изучение четырех дисциплин в их гармоничной диалектической связи: экономика предприятия, основы маркетинга, менеджмент и организация производства.

Адрес электронной версии пособия: https://www.aup.ru/books/m83/

Ил. 157. Табл. 55. Библиогр.: 33 назв.

Печатается по решению ред.-изд. совета Таганрогского государственного радиотехнического университета.

Рецензенты:

1. Санкт-Петербургский университет экономики и финансов.

2. Ю.С. Колесников - заместитель директора НИИ экономических и социальных проблем Ростовского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.

ISBN ã Таганрогский государственный радиотехнический университет, 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса. 7

1.1. Предмет курса. 7

1.2. Задачи курса. 9

Тема 2. Место и роль организации (фирмы) в обществе. 9

2.1. Роль организации (фирмы) в современном обществе. 9

2.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы.. 11

2.3. Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь. Мировой рынок и его развитие. 13

2.4. Организационно-правовые формы организации. 18

Тема 3. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления. 24

3.1. Менеджмент как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления. 24

3.2. Понятие и классификация функций управления. 28

3.3. Организационные структуры управления. 31

Тема 4. Роль издержек в деятельности фирмы.. 38

4.1. Структура бизнеса как системы.. 38

4.2. Прибыль. 40

4.3. Издержки производства и сбыта продукции (полная себестоимость). Понятие, состав и структура. 42

4.4. Хозяйственные средства (имущество предприятия). Экономическое содержание и структура 46

4.5. Основные средства предприятия. 49

4.6. Оборотные средства предприятия. 56

4.7. Источники формирования хозяйственных средств. 61

4.8. Основные экономические показатели деятельности предприятия. 65

Тема 5. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности. 68

5.1. Определение маркетинга. 68

5.2. Процесс управления маркетингом.. 70

5.3. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации. 72

5.4. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей. 75

5.5. Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятия. 84

5.6. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара. 87

5.7. Товары. Товарные марки. Упаковка. Услуги. 92

5.8. Стратегия разработки новых товаров. 97

5.8.1. Генерация идей. 98

5.8.2. Отбор (фильтрация) идей. 98

5.8.3. Разработка концепции нового товара и ее проверка. 99

Тема 6. Научно-техническая и организационная подготовка производства. 101

6.1. Структура цикла создания и освоения новых товаров. Жизненный цикл товара (изделия) и место в нем научно-технической подготовки производства. 101

6.2. Сокращение сроков создания и освоения новых товаров. Задачи и методы.. 103

6.3. Планирование создания и освоения новых товаров. Сетевое планирование и управление 104

6.4. Научная подготовка производства. 115

6.4.1. Научно-исследовательские работы (нир) 115

6.4.2. Опытно-конструкторские работы (окр) 117

6.5. Оценка эффективности нир и окр. 118

6.6. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг) 128

6.7. Техническая подготовка производства. 129

6.7.1. Конструкторская подготовка серийного производства. 129

6.7.2. Технологическая подготовка производства (тпп) 131

6.7.3. Организационная подготовка производства (опп) 137

6.7.4. Примерное распределение работ по кпп, тпп и опп на различных этапах окр. 139

6.8. Функционально-стоимостный анализ при технико-экономической отработке конструкторских и технологических решений. 140

6.9. Характер изменения технико-экономических показателей новых изделий на стадии освоения 154

Тема 7. Производственный процесс и типы производств. 158

7.1. Производственный процесс и принципы его организации. 158

7.1.1. Определение производственного процесса. 158

7.1.2. Основные принципы организации производственного процесса. 160

7.2. Типы производств и их технико-экономическая характеристика. 162

7.3. Производственная структура предприятия. 164

7.4. Производственный цикл и его структура. 166

7.5. Методы расчета производственного цикла. 170

7.6. Организация поточного производства. 176

7.7. Организация автоматизированного производства. 184

7.8. Гибкое интегрированное производство. 188

Тема 8. Организация технического, материального и трудового обеспечения производства 195

8.1. Организация инструментального хозяйства. 195

8.2. Организация ремонтной службы предприятия. 199

8.3. Организация энергетического хозяйства предприятия. 203

8.4. Организация транспортного хозяйства предприятия. 205

8.5. Организация складского хозяйства предприятия. 210

8.6. Организация материально-технического снабжения предприятия (мтс) 211

8.7. Нормирование труда и определение потребностей в рабочих и специалистах на предприятии 214

8.8. Заработная плата и основные принципы ее организации. Формы и системы заработной платы. Планирование заработной платы на предприятии. 225

Тема 9. Установление цен на товары.. 232

9.1. Учет типа рынка при установлении цены.. 232

9.2. Методика установления цен.. 233

9.2.1. Постановка задач ценообразования. 233

9.2.2. Влияние цен на уровень спроса. 234

9.2.3. Оценка издержек. 234

9.2.4. Анализ цен и товаров конкурентов. 234

9.2.5. Выбор метода ценообразования. 235

9.2.6. Установление окончательной цены.. 237

9.3. Подходы к проблеме ценообразования. 237

9.3.1. Установление цен на новый товар. 237

9.3.2. Ценообразование в рамках товарной номенклатуры.. 238

9.3.3. Установление цен по географическому принципу. 239

9.3.4. Установление цен со скидками и зачетами. 239

9.3.5. Установление цен для стимулирования сбыта. 240

9.3.6. Установление дискриминационных цен. 240

Тема 10. Методы распределения товаров. 241

Тема 11. Методы стимулирования. 244

11.1. Этапы разработки эффективного стимулирования (коммуникации) 244

11.2. Факторы, определяющие структуры комплекса стимулирования. 245

Модель желаемой ответной реакции. 245

11.3. Разработка комплексного бюджета стимулирования. 247

11.4. Реклама. 249

Тема 12. Процесс управления. 254

12.1. Содержание процесса управления. 254

12.2. Место решения в процессе управления. 254

12.3. Структура и процесс принятия решения. 255

12.4. Распределение полномочий на принятие решений. 258

12.5. Риск при принятии решений. 260

Тема 13. Основные методы управления. Управление персоналом. Стили руководства. 262

13.1. Экономические методы управления. 262

13.2. Организационно-распорядительные методы управления. 262

13.3. Социально-психологические методы управления. 263

13.4. Мотивация исполнителя. 263

13.5. Процесс формирования управленческих кадров. 264

13.6. Содержание работы руководителя. 265

13.7. Стиль управления. 267

13.8. Эффективность стиля управления. 270

13.9. Основные заповеди делового человека (отечественный и зарубежный опыт) 272

13.10. Управление конфликтами. 274

13.11. Понятие и виды контроля. 276

13.12. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля. 277

13.13. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле. 278

Тема 14. Организация управления предприятием (фирмой) 280

14.1. Типовые организационные структуры управления предприятием (фирмой) 280

14.2. Положения о подразделениях предприятия и должностные инструкции. 285

14.3. Совет фирмы (ао), его функции и практическая деятельность. 285

14.4. Реакция фирмы на изменчивость внешней среды и предпочтительная структура управления 289

14.5. Основные виды и области применения асу на предприятии. 292

Тема 15. Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия. 297

15.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте. 297

15.2. Обзор техники и видов планирования. 298

15.3. Система прогнозов и планов фирмы.. 299

15.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) 300

15.5. Экстраполяционное прогнозирование. 301

15.6. Роль нормативов в планировании. 304

15.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия. 305

15.8. Оперативное планирование производства (опп) 308

15.8.1. Задачи и методы опп. 308

15.8.2. Календарно-плановые нормативы.. 311

15.8.3. Оперативно-производственное планирование. 314

15.8.4. Структура производственно-диспетчерского отдела предприятия (пдо). Диспетчирование производства. 315

Тема 16. Методы управления фирмой в условиях нестабильного рынка. 317

16.1. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка 317

16.2. Выбор и оценка стратегической позиции фирмы на рынке. 319

16.3. Управление портфелем сзх фирмы.. 328

Тема 17. Обеспечение качества продукции. 332

17.1. Понятие качества изделия, основные показатели качества. 332

17.2. Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла. 334

17.3. Организация службы контроля качества на предприятии. 336

17.4. Статистические методы управления качеством.. 338

Литература. 341


Тема 1. Предмет и задачи курса

1.1. Предмет курса

Курс "Экономика и управление предприятием" предусматривает изучение четырех дисциплин в их гармоничной диалектической связи:

- экономика предприятия;

- маркетинг;

- управление;

- организация производства.

Предмет и содержание (модель) курса представлены на рис.1.1, где на фоне графиков экономической жизни инвестиций и жизненного цикла товара показаны последовательность изучения тем курса как этапов деятельности фирмы от возникновения идеи нового изделия (в результате оценки рыночных возможностей) до снятия его с производства и влияние этой деятельности на издержки производства и сбыта.

Курс состоит из 5 разделов.

Раздел 1. (Подготовительный), который включает следующие темы:

1. Предмет и задачи курса.

2. Место и роль предприятия в обществе.

3. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления.

4. Роль издержек в бизнесе.

5. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности.

Раздел 2. Разработка товара. Подготовка производства. Темы:

6. Научно-техническая и организационная подготовка производства.

Раздел 3. Производство. Темы:

7. Производственный процесс, типы производств, производственная структура предприятия.

8. Организация технического, материального и трудового обеспечения производства.

Раздел 4. Сбыт продукции. Темы:

9. Маркетинговые решения по ценообразованию.

10. Маркетинговые решения по распределению товаров (услуг).

11. Продвижение товаров (услуг).

Раздел 5. Управление деятельностью предприятия. Темы:

12. Процесс управления.

13. Основные методы управления.

14. Организация управления предприятием.

15. Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия.


Рис. 1.1. Содержание курса "Экономика и управление предприятием"


16. Методы управления фирмой в условиях нестабильного рынка.

17. Обеспечение качества продукции.

Каждая из перечисленных тем курса, кроме сущности и содержания, рассматривается в следующих аспектах:

- цели и задачи в зависимости от рыночной конъюнктуры;

- управление процессом;

- оценка издержек.

1.2. Задачи курса

Изучение основных сфер деятельности производственных машиностроительных и приборостроительных предприятий и подготовка специалистов - инженеров к пониманию и принятию решений в области организации и управления созданием, производством и сбытом продукции на основе экономических знаний применительно к конкретным рыночным условиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: