Экономика и управление
Предприятием
конспект лекций
Таганрог, 1997
ББК 65.9(2р)29я73
Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций. Таганрог, ТРТУ, 1997. 374с.
ISBN
Интегральный курс "Экономика и управление предприятием" разработан в соответствии с концепцией экономического образования студентов инженерных специальностей и требованиями образовательных стандартов.
Курс предусматривает изучение четырех дисциплин в их гармоничной диалектической связи: экономика предприятия, основы маркетинга, менеджмент и организация производства.
Адрес электронной версии пособия: https://www.aup.ru/books/m83/
Ил. 157. Табл. 55. Библиогр.: 33 назв.
Печатается по решению ред.-изд. совета Таганрогского государственного радиотехнического университета.
Рецензенты:
1. Санкт-Петербургский университет экономики и финансов.
2. Ю.С. Колесников - заместитель директора НИИ экономических и социальных проблем Ростовского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.
ISBN | ã Таганрогский государственный радиотехнический университет, 1997 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1. Предмет и задачи курса. 7
1.1. Предмет курса. 7
1.2. Задачи курса. 9
Тема 2. Место и роль организации (фирмы) в обществе. 9
2.1. Роль организации (фирмы) в современном обществе. 9
2.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы.. 11
2.3. Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь. Мировой рынок и его развитие. 13
2.4. Организационно-правовые формы организации. 18
Тема 3. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления. 24
3.1. Менеджмент как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления. 24
3.2. Понятие и классификация функций управления. 28
3.3. Организационные структуры управления. 31
Тема 4. Роль издержек в деятельности фирмы.. 38
4.1. Структура бизнеса как системы.. 38
4.2. Прибыль. 40
4.3. Издержки производства и сбыта продукции (полная себестоимость). Понятие, состав и структура. 42
4.4. Хозяйственные средства (имущество предприятия). Экономическое содержание и структура 46
4.5. Основные средства предприятия. 49
4.6. Оборотные средства предприятия. 56
4.7. Источники формирования хозяйственных средств. 61
4.8. Основные экономические показатели деятельности предприятия. 65
Тема 5. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности. 68
5.1. Определение маркетинга. 68
5.2. Процесс управления маркетингом.. 70
5.3. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации. 72
5.4. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей. 75
5.5. Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятия. 84
5.6. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара. 87
5.7. Товары. Товарные марки. Упаковка. Услуги. 92
5.8. Стратегия разработки новых товаров. 97
5.8.1. Генерация идей. 98
5.8.2. Отбор (фильтрация) идей. 98
5.8.3. Разработка концепции нового товара и ее проверка. 99
Тема 6. Научно-техническая и организационная подготовка производства. 101
6.1. Структура цикла создания и освоения новых товаров. Жизненный цикл товара (изделия) и место в нем научно-технической подготовки производства. 101
6.2. Сокращение сроков создания и освоения новых товаров. Задачи и методы.. 103
6.3. Планирование создания и освоения новых товаров. Сетевое планирование и управление 104
6.4. Научная подготовка производства. 115
6.4.1. Научно-исследовательские работы (нир) 115
6.4.2. Опытно-конструкторские работы (окр) 117
6.5. Оценка эффективности нир и окр. 118
6.6. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг) 128
6.7. Техническая подготовка производства. 129
6.7.1. Конструкторская подготовка серийного производства. 129
6.7.2. Технологическая подготовка производства (тпп) 131
6.7.3. Организационная подготовка производства (опп) 137
6.7.4. Примерное распределение работ по кпп, тпп и опп на различных этапах окр. 139
6.8. Функционально-стоимостный анализ при технико-экономической отработке конструкторских и технологических решений. 140
6.9. Характер изменения технико-экономических показателей новых изделий на стадии освоения 154
Тема 7. Производственный процесс и типы производств. 158
7.1. Производственный процесс и принципы его организации. 158
7.1.1. Определение производственного процесса. 158
7.1.2. Основные принципы организации производственного процесса. 160
7.2. Типы производств и их технико-экономическая характеристика. 162
7.3. Производственная структура предприятия. 164
7.4. Производственный цикл и его структура. 166
7.5. Методы расчета производственного цикла. 170
7.6. Организация поточного производства. 176
7.7. Организация автоматизированного производства. 184
7.8. Гибкое интегрированное производство. 188
Тема 8. Организация технического, материального и трудового обеспечения производства 195
8.1. Организация инструментального хозяйства. 195
8.2. Организация ремонтной службы предприятия. 199
8.3. Организация энергетического хозяйства предприятия. 203
8.4. Организация транспортного хозяйства предприятия. 205
8.5. Организация складского хозяйства предприятия. 210
8.6. Организация материально-технического снабжения предприятия (мтс) 211
8.7. Нормирование труда и определение потребностей в рабочих и специалистах на предприятии 214
8.8. Заработная плата и основные принципы ее организации. Формы и системы заработной платы. Планирование заработной платы на предприятии. 225
Тема 9. Установление цен на товары.. 232
9.1. Учет типа рынка при установлении цены.. 232
9.2. Методика установления цен.. 233
9.2.1. Постановка задач ценообразования. 233
9.2.2. Влияние цен на уровень спроса. 234
9.2.3. Оценка издержек. 234
9.2.4. Анализ цен и товаров конкурентов. 234
9.2.5. Выбор метода ценообразования. 235
9.2.6. Установление окончательной цены.. 237
9.3. Подходы к проблеме ценообразования. 237
9.3.1. Установление цен на новый товар. 237
9.3.2. Ценообразование в рамках товарной номенклатуры.. 238
9.3.3. Установление цен по географическому принципу. 239
9.3.4. Установление цен со скидками и зачетами. 239
9.3.5. Установление цен для стимулирования сбыта. 240
9.3.6. Установление дискриминационных цен. 240
Тема 10. Методы распределения товаров. 241
Тема 11. Методы стимулирования. 244
11.1. Этапы разработки эффективного стимулирования (коммуникации) 244
11.2. Факторы, определяющие структуры комплекса стимулирования. 245
Модель желаемой ответной реакции. 245
11.3. Разработка комплексного бюджета стимулирования. 247
11.4. Реклама. 249
Тема 12. Процесс управления. 254
12.1. Содержание процесса управления. 254
12.2. Место решения в процессе управления. 254
12.3. Структура и процесс принятия решения. 255
12.4. Распределение полномочий на принятие решений. 258
12.5. Риск при принятии решений. 260
Тема 13. Основные методы управления. Управление персоналом. Стили руководства. 262
13.1. Экономические методы управления. 262
13.2. Организационно-распорядительные методы управления. 262
13.3. Социально-психологические методы управления. 263
13.4. Мотивация исполнителя. 263
13.5. Процесс формирования управленческих кадров. 264
13.6. Содержание работы руководителя. 265
13.7. Стиль управления. 267
13.8. Эффективность стиля управления. 270
13.9. Основные заповеди делового человека (отечественный и зарубежный опыт) 272
13.10. Управление конфликтами. 274
13.11. Понятие и виды контроля. 276
13.12. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля. 277
13.13. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле. 278
Тема 14. Организация управления предприятием (фирмой) 280
14.1. Типовые организационные структуры управления предприятием (фирмой) 280
14.2. Положения о подразделениях предприятия и должностные инструкции. 285
14.3. Совет фирмы (ао), его функции и практическая деятельность. 285
14.4. Реакция фирмы на изменчивость внешней среды и предпочтительная структура управления 289
14.5. Основные виды и области применения асу на предприятии. 292
Тема 15. Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия. 297
15.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте. 297
15.2. Обзор техники и видов планирования. 298
15.3. Система прогнозов и планов фирмы.. 299
15.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) 300
15.5. Экстраполяционное прогнозирование. 301
15.6. Роль нормативов в планировании. 304
15.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия. 305
15.8. Оперативное планирование производства (опп) 308
15.8.1. Задачи и методы опп. 308
15.8.2. Календарно-плановые нормативы.. 311
15.8.3. Оперативно-производственное планирование. 314
15.8.4. Структура производственно-диспетчерского отдела предприятия (пдо). Диспетчирование производства. 315
Тема 16. Методы управления фирмой в условиях нестабильного рынка. 317
16.1. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка 317
16.2. Выбор и оценка стратегической позиции фирмы на рынке. 319
16.3. Управление портфелем сзх фирмы.. 328
Тема 17. Обеспечение качества продукции. 332
17.1. Понятие качества изделия, основные показатели качества. 332
17.2. Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла. 334
17.3. Организация службы контроля качества на предприятии. 336
17.4. Статистические методы управления качеством.. 338
Литература. 341
Тема 1. Предмет и задачи курса
1.1. Предмет курса
Курс "Экономика и управление предприятием" предусматривает изучение четырех дисциплин в их гармоничной диалектической связи:
- экономика предприятия;
- маркетинг;
- управление;
- организация производства.
Предмет и содержание (модель) курса представлены на рис.1.1, где на фоне графиков экономической жизни инвестиций и жизненного цикла товара показаны последовательность изучения тем курса как этапов деятельности фирмы от возникновения идеи нового изделия (в результате оценки рыночных возможностей) до снятия его с производства и влияние этой деятельности на издержки производства и сбыта.
Курс состоит из 5 разделов.
Раздел 1. (Подготовительный), который включает следующие темы:
1. Предмет и задачи курса.
2. Место и роль предприятия в обществе.
3. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления.
4. Роль издержек в бизнесе.
5. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности.
Раздел 2. Разработка товара. Подготовка производства. Темы:
6. Научно-техническая и организационная подготовка производства.
Раздел 3. Производство. Темы:
7. Производственный процесс, типы производств, производственная структура предприятия.
8. Организация технического, материального и трудового обеспечения производства.
Раздел 4. Сбыт продукции. Темы:
9. Маркетинговые решения по ценообразованию.
10. Маркетинговые решения по распределению товаров (услуг).
11. Продвижение товаров (услуг).
Раздел 5. Управление деятельностью предприятия. Темы:
12. Процесс управления.
13. Основные методы управления.
14. Организация управления предприятием.
15. Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия.
Рис. 1.1. Содержание курса "Экономика и управление предприятием"
16. Методы управления фирмой в условиях нестабильного рынка.
17. Обеспечение качества продукции.
Каждая из перечисленных тем курса, кроме сущности и содержания, рассматривается в следующих аспектах:
- цели и задачи в зависимости от рыночной конъюнктуры;
- управление процессом;
- оценка издержек.
1.2. Задачи курса
Изучение основных сфер деятельности производственных машиностроительных и приборостроительных предприятий и подготовка специалистов - инженеров к пониманию и принятию решений в области организации и управления созданием, производством и сбытом продукции на основе экономических знаний применительно к конкретным рыночным условиям.